Российским нефтяникам пока не стоит опасаться падения добычи, считают аналитики Merril Lynch. До 2018 года здесь будет продолжаться умеренный рост или стагнация — благодаря гибкой налоговой системе и девальвации рубля. Но с 2019 года все же начнется снижение, так как нефтяники в силу западных санкций не смогут компенсировать спад добычи на старых месторождениях шельфом и трудноизвлекаемой нефтью. Главным риском для отрасли остается возможный рост налоговой нагрузки, если бюджет страны будет сводиться с дефицитом. Опасаясь того же, Минэнерго в своих прогнозах закладывает снижение добычи уже на 2017 год, пишет «Коммерсантъ».
Несмотря на западные санкции и падение цен на нефть, ее добыча в России в 2016 году вырастет примерно на 1,5% и будет оставаться стабильной в 2017-2018 годах, пишут аналитики Merrill Lynch в своем отчете. Текущий официальный прогноз Минэнерго по добыче на этот и 2016 год составляет 533 млн тонн. Эксперты Merrill Lynch отмечают, что российские нефтекомпании сейчас занимают одни из лучших позиций в мировой отрасли из-за ослабления рубля и гибких ставок налогообложения. В среднем безубыточность для крупных российских участников рынка обеспечивается при цене нефти около $30 за баррель Brent (в том числе менее $20 за баррель для «Башнефти» и «Роснефти»), тогда как для зарубежных мейджоров, таких как BP, Total и Eni,— при цене нефти выше $60 за баррель. Сейчас цена Brent упала до минимума в 2015 году — $43,8 за баррель. Операционные расходы на добычу нефти (lifting cost) у компаний РФ также одни из лучших в мире — от $3,5 за баррель у «Роснефти» до $4,5 у ЛУКОЙЛа.
Благодаря ослаблению рубля российские нефтекомпании имеют возможность, даже сократив инвестпрограммы примерно на 30% в долларовом выражении, увеличить их примерно на 15% в рублевом и продолжить развитие новых проектов.
По оценке аналитиков Merrill Lynch, почти все крупные новые добычные проекты рентабельны в текущих ценовых условиях — в среднем по ним безубыточность достигается при цене $47 за баррель. Исключение — Чонский проект «Роснефти» (безубыточность при $80), балансируют на грани безубыточности при $60 за баррель Юрубчено-Тохомское («Роснефть»), Мессояхское и Куюмбинское (оба — «Газпром нефть») месторождения.
Тем не менее уже с 2019 года в Merrill Lynch прогнозируют достаточно быстрое падение добычи: к 2022 году она может снизиться до 500 млн тонн из-за истощения старых месторождений. Компенсировать это могла бы разработка трудноизвлекаемых запасов и шельфа, на что до санкций надеялись российские нефтяники и правительство. Теперь чиновникам, считают в инвестбанке, придется «подумать о новых стимулах», которые подвигли бы компании поддерживать добычу на старых проектах. Главным же риском в Merrill Lynch считают возможность того, что правительство РФ из-за дефицита бюджета пойдет на новые налоговые изъятия из отрасли.
Отчасти этот риск уже материализовался: в следующем году нефтяники дополнительно отдадут бюджету 200 млрд руб. Это решение Минфин представлял как исключительное и временное, но компании опасаются, что оно станет постоянным, тогда в 2017 году они недосчитаются уже 600 млрд руб. выручки. Этого же опасается и Минэнерго, которое утверждает, что изъятие средств из отрасли приведет к падению добычи. Как заявил вчера заместитель главы министерства Алексей Текслер, в Минэнерго ожидают снижения добычи в 2017 году до 527 млн тонн, а консервативный сценарий предполагает падение к уровню 2013 года сразу на 10 млн тонн — до 523 млн тонн.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.