Новости энергетики 16+

Отраслевые советы профессиональных квалификаций помогут справиться с нехваткой специалистов

Концепция отраслевого подхода позволяет организациям-работодателям сообща формировать единое видение развития отрасли. Устанавливать разумные и обоснованные требования к содержанию и качеству труда работников с различным уровнем квалификации, к разработке и обновлению самих квалификаций, к наполнению образовательных стандартов и программ, а также к механизмам и правилам организации обучения на рабочем месте. Кроме того, отраслевой подход помогает наладить эффективное взаимодействие субъектов рынка труда и системы профессионального образования.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотлож-ных задач социально-экономического развития Российской Федерации от 17 июля 2012 г. No Пр-1798 о формировании механизма независимой оценки профессионального уровня ква-лификации работников, а также пункта 5 перечня поручений Президента Российской Феде-рации от 26 декабря 2013 г. No Пр-3050 подготовило проект Федерального закона Рос-сийской Федерации «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и от-дельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки квалификации».

Законопроект призван обеспечить законодательное регулирование аттестации работников, а также оценку квалификации работников и граждан, проводимую в форме сертификации.

Изменения потребовались в связи с тем, что на сегодняшний день основной формой оценки квалификации работников — включая оценку соответствия занимаемой должности и выпол-няемой работе — является аттестация, проводимая работодателем. Статьей 81 Трудового кодекса РФ установлено, что порядок проведения аттестации определяется трудовым зако-нодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представитель-ного органа работников. Стоит добавить, что Трудовой кодекс не содержит детализирующих норм, относящихся к процедурам проведения аттестации.

Таким образом, существует необходимость регламентировать порядок проведения аттеста-ции работников. Параллельно с тем растет востребованность оценки квалификации работ-ников сторонними организациями. На сегодняшний день во многих отраслях затруднительно проводить самостоятельную оценку квалификации отдельных категорий сотрудников, так как их трудовые функции и используемое оборудование слишком сложны, а сами сотрудни-ки включены в комплексные технологические процессы.

При этом в действующем законодательстве для отдельных видов деятельности предусмот-рена оценка квалификации работников, проводимая как внутри организации, так и сторон-ними учреждениями. В частности, в сфере образования. Разработанный

законопроект предусматривает установление единых и понятных подходов к оценке квали-фикации.

Он предполагает создание двух форм оценки квалификации работников – аттестации работников, проводимой работодателем, и сертификации квалификации работников, проводимой сторонними организациями.

В законопроекте оговорено, что федеральными законами и иными нормативными правовы-ми актами могут вводиться особенности для отдельных отраслей. Потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем. Порядок проведения аттестации работников, а также порядок направления работников на сертификацию квали-фикации утверждаются локальным нормативным актом работодателя, принимаемым с уче-том мнения представительного органа работников — профсоюза.

По замыслу, координацию деятельности органов власти, объединений работодателей, про-фессиональных союзов, их объединений, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалифи-каций осуществляет Национальный совет при Президенте РФ. Национальный совет реали-зует функции наделения организаций полномочиями советов по профессиональным квали-фикациям для организации деятельности по сертификации квалификации в определенной отрасли. В свою очередь, отраслевые советы по профессиональным квалификациям по со-гласованию с Национальным советом наделяют юридические лица полномочиями центров сертификации квалификации. Важно отметить, что образовательная организация не может обладать полномочиями центра сертификации квалификации и не может выступать в роли его учредителя.

Законопроект устанавливает полномочия Национального совета по утверждению положения о проведении сертификации квалификации работников, включая наделение организаций полномочиями советов по профессиональным квалификациям и центров сертификации ква-лификации, продление и прекращение их полномочий, контроль за их деятельностью, учет и обжалование результатов сертификации квалификации работников.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда отнесено определение формы бланка квалификационного сертификата, технических требований к нему и порядка его изготовления, процедур и требований к информационной открытости сертификации квалификации работников.

Законопроект учитывает действующую практику по созданию советов по профессиональным квалификациям. На начало августа 2015 года Национальным советом поддержано создание 17 советов по профессиональным квалификациям, представляющих такие сферы деятель-ности как строительство, ЖКХ, финансовые рынки, наноиндустрия, сфера гостеприимства, сварка, информационные технологии, железнодорожный транспорт, лифтовое хозяйство, здравоохранение, электроэнергетика, машиностроение, нефтегазовый комплекс, судострое-ние и морская техника, атомная энергетика, автомобилестроение, целлюлозно-бумажная, мебельная и деревообрабатывающая промышленность.

Отраслевые советы занимаются оценкой потребности отрасли в рабочей силе в профессио-нально-квалификационном разрезе, прогнозами ее развития, разработкой профессиональ-ных стандартов, оценкой компетенций в рамках системы сертификации квалификаций.

Советы призваны консолидировать интересы предприятий для решения общих вопросов, где основным является вопрос обеспечения предприятий квалифицированной рабочей си-лой. Консолидированное представление потребностей в кадрах позволит наладить эффек-тивное взаимодействие сферы труда и сферы образования. Осознание общих потребностей и проблем имеет особое значение для малых предприятий с точки зрения обеспечения их конкурентоспособности и эффективности. Помимо того, советы будут оказывать помощь по взаимодействию предприятий в части создания диверсифицированных возможностей для обучения.

Работодатели от создания советов получат целый ряд существенных выгод: возможности коллективного представления собственных интересов в части развития человеческих ресур-сов; консолидированного влияния на систему образования для получения выпускников, имеющих умения, реально необходимые предприятиям.

По своей сути отраслевые советы развития квалификаций представляют собой общественный институт, формируемый отраслевыми работодателями для координации спроса и предложения квалификаций рабочей силы в интересах повышения эффективности и производи-тельности предприятий отрасли.

Советы будут содействовать формированию рабочей силы, способной обеспечить экономи-ческую и стратегическую конкурентоспособность предприятий в конкретной области профессиональной деятельности, и эффективной занятости в отрасли.

К основным задачам советов можно отнести: проведение анализа состояния дел в отрасли и прогноза ее развития в части потребности в умениях/квалификациях; установление требований к содержанию и качеству труда работников, занятых на должностях различных уровней — формирование профессиональных стандартов; разработку отраслевых квалификаций и стратегии их развития, отражающую текущие и перспективные потребности отрасли; формулирование требований для сферы профессионального образования и обучения; повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения.

Предполагается, что в состав отраслевых советов войдут представители национальных и региональных отраслевых ассоциаций работодателей и предпринимателей, отраслевых профсоюзов, торгово-промышленных палат, сферы образования.

Открытость и доступность информации о сертификации квалификации будет обеспечиваться федеральной информационной системой «Федеральный реестр сертификации квалификации», где будут размещаться сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах сертификации квалификации и выданных квалификационных сертификатах. Законопроект внесет изменения в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Кроме того, изменения будут внесены в Федеральный закон «Об объединениях работодате-лей» в части установления соответствующих прав объединений работодателей и их членов, в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» — в части исключения работ (услуг) по сертификации квалификации из национальной системы аккредитации и в Федеральный закон «О техническом регулировании» — в части исключения ра-бот (услуг) по сертификации квалификации из числа объектов добровольного подтверждения соответствия.

Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев: “Формирование законодательства, которое будет осуществлять правовое регулирование механизмов и процедур, связанных с оценкой квалификации, а также создание системы от-раслевых советов позволят улучшить ситуацию с подготовкой и развитием профессиональ-ных кадров в стратегических сегментах экономики, включая строительный комплекс, а кроме того, заметно повысит эффективность целевых видов деятельности и интенсивность взаи-модействия бизнеса и сферы профессионального образования”.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх