США запретили поставки технологического оборудования для Южно-Киринского месторождения «Газпрома» в Охотском море. Это может помешать планам концерна начать добычу на месторождении в 2018 году, пишет РБК.
Первый в списке
США ввели запрет на поставки технологического оборудования для Южно-Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море, которое разрабатывается «Газпромом». Информация о внесении нового объекта в список компаний и лиц (Entity List), в отношении которых действует особо жесткий режим экспортного контроля США, была опубликована сегодня в Федеральном реестре США — правительственном вестнике.
Впервые в Entity List, которым заведует Бюро промышленности и безопасности (BIS) при Министерстве торговли США, внесен иной объект, нежели юридическое или физическое лицо, — а именно конкретное месторождение, сказал юрист из вашингтонской Jacobson Burton PLC Дуг Джейкобсон. Похоже, что это новый подход к «умным» санкциям в отношении России, замечает он.
В соответствии с новым постановлением регулятор будет исходить из «презумпции отказа» при рассмотрении заявок на лицензии на экспорт товаров для Южно-Киринского. Исходя из постановления, на месторождение будет практически невозможно поставить любой товар или программный продукт американского происхождения, на который распространяются правила экспортного контроля США (Export Administration Regulation).
Правила также запрещают реэкспорт и передачу внутри России такого оборудования американского происхождения для сахалинского месторождения «Газпрома». Иными словами, соблюдать ограничения обязаны любые компании независимо от национальности и страны отправки товара, если продукт имеет американское происхождение.
Почему сейчас
США ввели первые ограничения на поставки технологического оборудования для российского нефтегазового комплекса ровно год назад. Тогда ограничения касались только оборудования из списка, в котором было около 30 наименований, в том числе буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП).
В сентябре 2014 года санкции по линии Минторга США были расширены: была запрещена выдача лицензий на все товары, регулируемые BIS, в том случае, если они предназначаются для сланцевых, глубоководных или арктических проектов пяти российских компаний: «Газпром», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Роснефть».
Южно-Киринское месторождение в Охотском море могло подпадать уже под первые ограничения — по критерию глубоководности, который американские власти определили как добыча нефти на глубине более 500 футов (около 152 м). Согласно информации на сайте «Газпрома», глубина моря на месторождении варьируется от 110 до 320 м.
В конце октября прошлого года гендиректор ООО «Газпром Добыча Шельф Южно-Сахалинск» Анатолий Сорокин предположил, что санкции могут затронуть месторождение, но уверенности в этом не было. «Оно на стыке санкций», — сказал тогда Сорокин в кулуарах Национального нефтегазового форума.
Сегодняшним постановлением Минторг США конкретизировал свою позицию по Южно-Киринскому. В документе указывается, что передача оборудования для разработки этого месторождения будет идти вразрез с ограничением по глубинной добыче. Регулятора не остановил и тот факт, что месторождение является газоконденсатным (США не вводили санкции непосредственно против газодобывающих проектов в России). В уведомлении отмечается, что Южно-Киринское месторождение «содержит существенные запасы нефти».
Что это значит для «Газпрома»
Запасы газа Южно-Киринского месторождения по категориям С1+С2 составляют 636,6 млрд куб. м, говорится на сайте «Газпрома». О запасах нефти там ничего не сказано, однако «Ведомости» в феврале этого года писали со ссылкой на человека, близкого к одному из подрядчиков «Газпрома», что на месторождении были обнаружены запасы нефти на уровне 464 млн т (С1+С2).
Введение этих санкций осложняет работу на Южно-Киринском месторождении, потому что его разработка подводными добычными комплексами уникальна и, естественно, базировалась на импортных технологиях, отмечает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. Американцы нашли уязвимое место — проект, который важен для реализации стратегии «Газпрома» и находится как раз в той области, где российская компания является неудобным конкурентом для американского СПГ — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Руководствуясь интересами текущей конъюнктуры и политики, американцы на самом деле решают свои стратегические задачи, полагает эксперт.
Гендиректор ООО «Газпром Добыча Шельф Южно-Сахалинск» Сорокин в октябре говорил, что запуск месторождения планируется к 2019 году, а его запасы предварительно оцениваются на уровне 560–600 млрд куб. м газа. Он оценивал, что максимальная добыча к 2020 году может достичь 16 млрд куб. м газа.
Представитель «Газпрома» не комментирует санкции против Южно-Киринского.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.