Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Вокруг топливно-заправочной компании (ТЗК) «Аэрофьюэлз» набирает силу скандал, проливающий свет на редко афишируемую сторону обеспечения безопасности полётов в российских аэропортах. Бизнес ТЗК — заправка самолётов «в крыло». И именно здесь в последнее время вскрываются нарушения, которые могут стоить жизни многим авиапассажирам.
Как заправляют авиалайнеры видел каждый, кто когда либо летал, потому что керосин действительно заливают с автоцистерн в расположенные в крыльях баки. И хотя от качества топлива зависит жизнь пассажиров, а от его цены — стоимость билетов, мало кто задумывается о том, как на самом деле выглядит торговля авиакеросином.
Как правило, заправкой занимаются не аэропорты и авиакомпании, а специализированные ТЗК. Для доставки авиатоплива до аэропортовых хранилищ используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Есть и исключения. Например, при поставках топлива в аэропорты Московского авиаузла используется трубопровод «Транснефтепродукта», соединяющий все три аэропорта Москвы, Рязанский и Московский НПЗ. «Такой способ доставки топлива имеет определенные преимущества, — говорил «Коммерсанту» заместитель генерального директора по коммерции «РН-Аэро» Кирилл Молоденков. — Немаловажным фактором является и контроль качества, поскольку при трубных поставках в разы снижается возможность вмешательства и нарушения качества». Здесь речь идет о целом ряде «факторов надежности». Например, гарантированная чистота керосина, его компонентный состав. Достичь этого в аэропортовых нефтехранилищах не всегда просто, потому что испарение в частично пустых резервуарах трудно контролировать, а разные фракции топлива имеют разную летучесть. К тому же на нефтебазах смешивается топливо разных поставщиков и, в отличии от трубопровода, контроль качества лежит на самой ТЗК.
Такие «керосиновые» нефтепродуктопроводы, кроме московских аэропортов, доставляют топливо в петербургский «Пулково». Иногда конкуренция толкает ТЗК на демпинг, но желание хорошо заработать никуда не девается. Самый же простой способ снизить расходы на продаваемое топливо — снижать стандарты хранения, а иногда и просто его «бадяжить». Со слов Кирилла Молоденкова понятно, что сделать это при наливе керосина непосредственно в автоцистерны-заправщики в трубопроводных пунктах налива практически невозможно.
Но оказывается, контроль можно обойти — для этого надо получить возможность складировать керосин на своей нефтебазе. Этот мотив, похоже, стоит за недавним скандалом вокруг поставок топлива в «Пулково».
На днях одна из работающих в этом аэропорту ТЗК — «Шелл и Аэрофьюэлз» (совместное предприятие Shell и группы компаний «Аэрофьюэлз»), через местную антимонопольную службу добилась права заключить договор на налив топлива в особом порядке — не имея договоров на поставку топлива. То есть ,»Аэрофьюэлз» заправляет самолёты в «Пулкова», керосин берет на своей нефтебазе. Но керосин туда попадает не из трубопровода, ТЗК не может представить договоры на покупку топлива. В частности, с ближайшим НПЗ «Кинеф» компании «Сургутнефтегаз». Говоря проще, происхождение керосина у «Аэрофьюэлз» в «Пулково» неизвестно. Кроме того, Санкт-Петербургская транспортная прокуратура заподозрила «Шелл и Аэрофьюэлз» в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов. Т.е. своего топлива у компании нет. Где производит непонятно, зато везде участвует в сомнительных продажах. Возникает резонный вопрос — зачем вообще непоследней американской компании это нужно? Репутация дороже. Может для получения информации? Иначе как им это разрешает Госдеп, многие пенсионеры которого по окончании основной работы уходят в Shell.
Это далеко не единственный случай, когда «Аэрофьюэлз» оказывается замешана в сомнительных схемах поставок авиакеросина. В январе Арбитражный суд Новосибирской области потребовал от «Аэрофьюэлз» снести самовольные постройки — сливную железнодорожную эстакаду и железнодорожный путь необщего пользования. Эти объекты были частью топливозаправочного комплекса компании в новосибирском аэропорту «Толмачёво» и могли создавать угрозу безопасности полётов воздушных судов. В декабре 2013 года этот же суд вынес решение о сносе семи самовольно построенных объектов «Аэрофьюэлз» возле новосибирского аэропорта, в том числе резервуаров для топлива, насосной станции ГСМ и склада ГСМ.
В конце мая входящая в группу «Аэрофьюэлз» компания «Аэрофьюэлз Камчатка» в аэропорту Южно-Сахалинске, проработав там всего два месяца, перестала заправлять самолёты. Это едва не привело к остановке всего авиасообщения с островом.
В декабре 2011 года ООО «Аэрофьюэлз Улан-Удэ» ловили на контрабанде топлива. В «Пулково» в июне 2013 года «Ростехнадзор» обнаружил у работающего здесь СП «Аэрофьюэлз» и американской Shell нарушения требований пожарной безопасности, отсутствие лицензий, допусков и аттестации работников. В марте 2012 года прокуратура уличила «Аэрофьюэлз-Курган» (топливозаправщик в аэропорту Кургана) в использовании некачественного топлива. В том числе ТЗК «забыла» оснастить свое топливохранилище в аэропорту защитой от механических примесей вроде песка и металлической стружки.
Понятно, что с такой деловой репутацией последний скандал в «Пулково» действительно выглядит как попытка вывести поставки керосина в тень. Зачем это нужно? Чтобы получить возможность демпинговать. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 18 июня Ростуризм и «Аэрофьюэлз» подписали меморандум о том, что ТЗК, «в течение последних 20 лет успешно работающая в области авиатопливообеспечения в более, чем 20 аэропортах по всей России от Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского, готова предоставлять авиакомпаниям скидки до 15% на заправки внутренних рейсов, которые выполняются по туристическим направлениям». Но ведь за два месяца до этого авиакомпании жаловались в ФАС на неоправданно высокие цены авиакеросина, в частности, у «Аэрофьюэлз» в тех самых аэропортах по всей России. Речь шла о росте цен за месяц свыше 10-15%. Напомним, что российский рубль в это время укреплялся, что полностью компенсировало небольшое подорожание нефти и должно было привести к удешевлению топлива. Так что по сути, «Шелл и Аэрофьюэлз» лишь приводит цены к нормальному уровню. Но судя по новой схеме поставок авиакеросина в «Пулково», ТЗК уже нашла, на чем сэкономить на этот раз. Остается надеяться, что никто из пассажиров не заплатит за это жизнью.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…