По данным, которые приводит “Российская газета” (прим. — статья “Инженерное сооружение” от 02.02.2015), на сегодняшний день в российских вузах открыто порядка 200 тысяч мест по инженерным специальностям. Много это или мало? Достаточно ли для удовлетворения спроса на инженерные кадры?
Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, сколько инженеров необходимо подготовить по существующим 254 направлениям и специальностям, относящимся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки”, особенно если учитывать наличие прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако практика показывает, что на 10 выпускников приходится до 17 заявок от предприятий, в некоторых отраслях — до 40.
Почему при таком количестве мест в высших учебных заведениях существует такая диспропорция спроса и предложения?
Вызов первый: особенности академической подготовки
За последние годы требования к инженеру заметно выросли. Сегодня уже недостаточно знать только узкую профессиональную область, нужно обладать широкими компетенциями, уметь грамотно организовывать свою деятельность, эффективно взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде, куда могут входить профессионалы в совершенно других областях, не имеющие инженерного образования.
По-настоящему важна способность быстрой адаптации выпускника вуза к изменению технологий и моделей организации производства. А сейчас эти процессы протекают крайне быстро. В итоге наш первоначальный вопрос заключается не только и не столько в том, какое количество инженеров требуется российской экономике, а еще и в том, где конкретно они востребованы и какими знаниями и компетенциями должны обладать.
Высшая школа не готова оперативно переформатировать все процессы подготовки инженеров, привести ее в соответствие с требованиями современной экономики. Нет полной уверенности, что такие колоссальные усилия будут в конечном итоге востребованы. Университетам нужны живые заказы от компаний, с одной стороны, а также средства и ресурсы на реформу – с другой.
В отсутствие собственной концепции реформы высшего образования Россия присоединилась к международной Болонской конвенции. Присоединение произошло в конце 2003 года, то есть достаточно недавно. Сейчас технические вузы в подавляющем большинстве занимаются подготовкой инженерных кадров по направлениям бакалавриата и магистратуры. Бакалавры, если говорить откровенно, получают только базовое образования, поскольку учебные программы рассчитаны всего на 4 года. В свою очередь, магистры ориентированы на научную работу и срок их учебы составляет уже 6 лет.
Исчезла категория “специалистов” — выпускников-инженеров с достаточным количеством знаний и ориентированных на практическую, а не на научно-исследовательскую работу. Инженеров, прошедших полноценную производственную практику и практически готовых к работе на производстве. Таким образом, государственные вузы тратят дополнительные средства, время, ресурсы на обучение магистров, занимающихся наукой, и недостаточно средств и ресурсов на обучение бакалавров, которые на выходе не имеют нужной подготовки. Это одна из причин “кадрового провала”, который мы видим на рынке труда.
Вызов второй: устаревшие подходы к повышению квалификации
Если специалист-инженер с первого же дня профессиональной деятельности не начинает думать о профессиональном развитии, планировать свой рост, его знания начинают устаревать с огромной скоростью. Существуют технологии, которые полностью меняются в течение года-двух. За изменениями, техническим прогрессом необходимо следить, быть в курсе последний тенденций и разработок.
Знания устаревают по-настоящему стремительно, поэтому инженер должен непрерывно повышать собственную квалификацию. К сожалению, многие вузы и иные образовательные учреждения предлагают излишне теоретизированную программу, без нужного объема практики, иногда оторванную от актуальной ситуации. Такие программы, по большому счету, недостаточно эффективны в плане восполнения кадрового дефицита.
Сегодня законодательно закреплено требование к повышению квалификации раз в 5 лет только для специалистов, занятых в строительстве, проектировании и изыскательской деятельности. На другие сферы и отрасли данное требование не распространяется. Причем даже в строительной сфере зачастую положения законодательства исполняются лишь частично, максимально формализовано. Для получения свидетельства о допуске к работам строительная организация заявляет меньшее количество специалистов, чем реально числится в штате. Возникает ситуация, когда по факту требования к повышению квалификации есть, но затрагивают они далеко не все наличные кадры.
По разным оценкам, в повышении квалификации в строительной отрасли задействовано не более 10-15% инженеров. По всем отраслям эта цифра составляет всего 1-2%. Работодатели слабо заинтересованы в постоянном повышении квалификации собственных сотрудников. В некоторых случаях им проще уволить старых специалистов и принять на работу новых, чем нести дополнительные расходы на повышение квалификации.
Есть и еще одна проблема. Сейчас под повышением квалификации преимущественно понимается прохождение специалистом некоего лекционного курса, иногда с практическими занятиями, иногда даже без них. Вместе с тем, в современном мире актуален комплексный подход к повышению квалификации профессионалов. Необходимо вводить в практику различные формы повышения квалификации, за пределами лекционных сессий. В зачет могут и должны идти участие в профессиональных выставках, форумах и слушаниях, круглых столах и конференциях, открытых международных мероприятиях и пр. Повышение квалификации должно стать непрерывным процессом, ведь в конечном итоге мы заинтересованы не в галочках в ведомости, а в ценных профессиональных кадрах.
Вызов третий: недостаточные объемы профессиональной переподготовки
Несмотря на то, что в России ежегодно выпускается около 200 тысяч инженеров, налицо дефицит профессиональных инженерных кадров. И это на фоне высокого спроса на таких специалистов. Однако лишь 30% инженеров устраивается на работу по специальности.
Особенности российского рынка труда приводят к тому, что многие выпускники-инженеры устраиваются на работу не по своей специальности. Это только усиливает недостачу квалифицированных кадров. Частично проблему можно было бы решить за счет массированной профессиональной переподготовки выпускников, для которых полученная ими специальность не в полной мере соответствует изначальным ожиданиям.
Стоит отметить, что на программу повышения квалификации инженерных кадров в 2012-2014 годах из госбюджета было потрачено 740 миллионов рублей. На указанные средства порядка 100 образовательных организаций реализовали 550 программ переподготовки для 16,5 тысяч человек. Наибольшее число слушателей обучалось по направлениям повышения энергоэффективности и ресурсосбережения — 49%; развития транспортных и космических систем — 12,3%; развития вооружения, военной и специальной техники — 12,2%; новейших медицинских технологий— 3,18%. Минимальным — 2,8% — оказалось число слушателей по специальностям, связанным с ядерными технологиями. Вместе с тем, именно направление ядерных технологий испытывает острейший кадровый дефицит.
Тем не менее, по мнению государства, Минобрнауки не выполнило в полном объеме установленные показатели программы по стажировке обучающихся за рубежом, не осуществляет прогноз потребности рынка труда в подготовке кадров по приоритетным отраслям модернизации экономики и не проводит оценку достаточности подготовленных кадров и влияния их деятельности в конкретных отраслях экономики.
С мнением государственных органов согласны не все. В частности, отмечается, что в 2014 году 31 тысяча специалистов-энергетиков из всех регионов России прошли курсы повышение квалификации в области энергосбережения и энергоэффективности.
Следует отметить, что существуют достаточно эффективные и опробованные на практике схемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Одним из наиболее продуктивных вариантов является организация обучения при участии профессиональных структур — крупного заинтересованного университета и серьезной компании-заказчика, с привлечением сообщества профильных экспертов. Кроме того, как правило, хороший результат достигается, когда весь процесс повышения квалификации — от разработки программы до обучения слушателя — проходит при совместной работе вуза и предприятия. В подобных программах учитываются реальные запросы компании к компетенции сотрудников, а преподавателями являются специалисты реальных компаний. В результате, выпускники таких программ получают хорошие практические навыки и академическую подготовку.
По мнению генерального директора СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрия Мурзинцева: “Несмотря на некоторые подвижки и даже наличие госпрограмм в данной области, имеющиеся объемы профессиональной переподготовки явно недостаточны. Текущие проблемы отрасли необходимо решать путем широкого обсуждения в профессиональной среде при участии всех заинтересованных и действующих сторон. Только таким образом удастся выработать эффективный комплекс мер, способный со временем устранить дефицит квалифицированных кадров”.
Авторы: Мурзинцев Д.Л., Мещерин И.В.
Мы в телеграм:
На ЭБ-7 АЭС Тяньвань в Китае начался пролив всех систем безопасности на открытый реактор
После завершения операции специалисты приступят к испытаниям систем реакторной установки…
НИИЭФА совместно с МИСИС создали новый материал для токамака с реакторными технологиями
Его образцы успешно прошли испытания, ученые готовы приступить к изготовлению…
ЕС не сможет увеличить закупки в США СПГ, несмотря на заверения Брюсселя
За первые 15 дней 2025г 27 европейских стран импортировали 837,3…
Тирасполь согласился с требованием Кишинева поставлять газ через Молдовагаз
Заявил президент непризнанной республики Вадим Красносельский.
В Саратовской области реконструированы 4 ПС 35-110 кВ
ПС «Рукополь», «Милорадовка», «Ивановка» и «Привет» в Краснопартизанском, Балаковском и…