Новости энергетики 16+

Новороссийский порт остается неделимым

Основные акционеры Новороссийского морского торгового порта (НМТП) «Транснефть» и группа «Сумма» фактически остановили сложный переговорный процесс по разделу активов, пишет «Коммерсантъ». Источники в правительстве, которое должно было одобрить схему, подтверждают, что она не стоит на повестке дня. По данным издания, одной из причин стало отсутствие у «Транснефти» свободных средств на выкуп нефтеналивных активов.

Вчера гендиректор НМТП Султан Батов в ходе телефонной конференции заявил, что «план о возможном разделе активов НМТП сейчас не рассматривается, группа работает как единая компания». От дальнейших пояснений в НМТП отказались. В «Транснефти» не подтвердили информацию о приостановке разделения активов, назвав сообщение господина Батова «его личной инициативой». В группе «Сумма» Зиявудина Магомедова на запрос не ответили.

«Транснефть» и «Сумма» — крупнейшие акционеры НМТП, их СП принадлежит 50,1% акций группы, «Транснефть» владеет еще 10,5% акций и управляет 5,3% акций, принадлежащих ОАО РЖД. 20% — у государства. В группу НМТП входят Новороссийский морской торговый порт, Приморский торговый порт (ПТП), Новороссийский зерновой терминал, нефтерайон Шесхарис и другие активы. По итогам 2014 года группа показала убыток по МСФО $415 млн (в 2013 году — $104,7 млн), выручка НМТП составила $957,5 млн (рост на 3%). Ухудшение в НМТП объясняют в первую очередь влиянием курсовых разниц.

Акционеры больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: по основному варианту «Транснефть» должна была получить нефтеналивные, а «Сумма» — сухогрузные мощности. Год назад предполагалось, что госкомпания продаст «Сумме» свои 35% акций, а затем выкупит у НМТП нефтеналивные активы, включая ПТП. Сумма сделки должна была покрыть расходы «Суммы» на покупку ПТП (в 2011 году компания привлекла на это $1,95 млрд у Сбербанка, текущий долг перед банком — $1,6 млрд). «Транснефть» также предлагала передать ей в управление или продать госпакет НМТП с последующим выкупом ПТП.

Два источника в правительстве подтвердили, что вопрос о разделе НМТП сейчас не стоит на повестке дня. «Никаких бумаг по этому поводу уже давно не было»,— заявил один из них. По словам другого, основная причина в том, что у «Транснефти» нет свободных средств для выкупа, а «в текущей экономической ситуации рассчитывать на господдержку нет смысла». Но источник, близкий к НМТП, утверждает, что «Транснефть» сейчас несильно озабочена разделом, «пока ее устраивает роль старшего партнера». Но это не значит, что вопрос не актуализируется через несколько месяцев, считает он.

Сложности в отношениях между акционерами НМТП возникли еще в начале 2013 года, когда «Транснефть» высказала претензии из-за «игнорирования» ее интересов в управлении НМТП и инициировала смену менеджмента и главы совета директоров. Но и позже у «Транснефти» возникали вопросы по инвестициям в Шесхарис, а затем госкомпания скупила 10,5% акций НМТП на рынке. Государство также планировало продать свой пакет, но приватизация откладывалась, а в декабре 2014 года глава Росимущества Ольга Дергунова заявила, что правительство рассматривает вариант передачи 20% акций в управление «Транснефти» (пока решения нет). Собеседник, знакомый с ситуацией в НМТП, говорит, что отношения «Транснефти» и «Суммы» по-прежнему нестабильны, но как таковой серьезной подготовки к разделу порта стороны не вели. «Для этого как минимум необходимо одобрение от государства, а его нет»,— объясняет он. Получить комментарий в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует вопросы управления госсобственностью) вчера не удалось.

Константин Юминов из Raiffeisenbank предполагает, что основная причина приостановки переговоров о разделе в том, что «Транснефть» и «Сумма» не могут договориться по схеме. Но вариант с отделением нефтеналивных активов от сухогрузных логичен, поэтому, скорее всего, сделка состоится, считает он, отмечая, что вторым этапом должна стать приватизация госпакета.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх