«Интер РАО» предлагает создать единый фонд проектов распределенной генерации (собственные мощности промышленности и других секторов) и пригласить в него участников отрасли и инвесторов. Такой фонд может привлечь средства институтов развития и некоторые категории инвесторов, соглашаются эксперты. Но потенциальные участники пока относятся к проекту с осторожностью, а аналогичная идея в солнечной энергетике уже, по сути, провалилась, пишет «Коммерсантъ».
«Интер РАО», указавшее в своей долгосрочной программе развития (ДПР) возможность входа в сектор распределенной генерации, не хочет заниматься этим в одиночку. «Мы прорабатываем конструкции, которые позволят распределить риски между нами и потенциальными заказчиками,— рассказал на форуме ENES глава департамента стратегии холдинга Алексей Маслов.— В перспективе портфель проектов распределенной энергетики может быть объединен несколькими участниками и инвесторами в фонд».
Распределенная генерация (РГ; станции промышленных потребителей, ЖКХ) — один из быстрорастущих секторов энергетики. Интерес к ней потребителей активизировался в начале 2010-х годов, когда после введения оптового энергорынка и перехода сетей на долгосрочные RAB-тарифы рост конечных цен на электроэнергию резко ускорился. «По данным 2012–2013 годов, вводы распределенной генерации превышают 2 ГВт в год, на начало 2013 года ее было порядка 17 ГВт»,— отмечает директор по развитию бизнеса «Э.Он Россия» Алексей Карцев. Компания еще два года назад решила заняться распределенной энергетикой, хотя обычно большие энергокомпании относятся к ней настороженно. По словам топ-менеджера, «в централизованной модели энергетики от нее страдают и генераторы, и сетевой комплекс». «С точки зрения “Э.Он Россия”, распределенная генерация — это зло,— говорит он.— Но позиция компании достаточно проста: если мы не можем запретить, то мы должны возглавить процесс».
Распределенная генерация, безусловно, должна занять свое место в энергобалансе, замечает Алексей Маслов. «Необходимость строительства большой генерации нужно изучать скрупулезно и детально,— полагает он.— Все мы участвовали в дискуссии о том, что ряд последних введенных ДПМ-объектов (ТЭС, строящиеся с конца 2000-х годов по обязательным инвестпрограммам генерирующих компаний.— ред.) не столь актуален, как мы считали на этапе планирования». По мнению господина Маслова, возможно, одновременно с программой вывода до 30–50 ГВт неэффективных мощностей до 2030 года примерно в тех же объемах необходимо строить распределенную генерацию — «чтобы она занимала свое место на уровне 15–20% совокупного объема мощностей». Он полагает, что РГ может стать перспективным направлением для генерирующих компаний, владеющих кэптивными инжиниринговыми структурами, после 2015–2016 годов, когда завершатся вводы ДПМ-объектов.
Сходную идею для проектов в солнечной энергетике в интервью изданию в августе 2013 года описывал глава Avelar Energy Group и гендиректор ООО «Хевел» Игорь Ахмеров, отмечавший, что есть класс инвесторов, которые интересуются сектором, но «не могут позволить себе вести переговоры о покупке конкретного солнечного парка». Господин Ахмеров предлагал создать для инвесторов финансовый инструмент, за которым стоял бы денежный поток от нескольких солнечных энергоактивов. Вчера в «Хевеле» пояснили, что эта концепция не получила дальнейшего развития.
По словам Алексея Маслова, к идее фонда распределенной генерации проявляет предварительный интерес «большое количество и финансовых институтов, и институтов развития в РФ». Эта конструкция, по его словам, может возникнуть в 2015–2016 годах. В ДПР «Интер РАО» действительно рассчитывает привлечь таких инвесторов, как ЕБРР, IFC, РФПИ и других. Но в этих структурах свою позицию по фонду не раскрывают. В IFC сообщили, что «Интер РАО» не обсуждало с организацией этот вопрос. В РФПИ подтвердили ведение переговоров с компанией, но их подробностей не сообщили. Нет пока определенной позиции и у генераторов. В НП «Совет производителей энергии» (объединяет тепловую генерацию)сообщили, что «Интер РАО» не выносило идею фонда на обсуждение в рамках партнерства.
Фонду такого профиля скорее следует рассчитывать на средства институтов развития или инвестфондов, принадлежащих ограниченному кругу частных инвесторов и не имеющих ограничений по ликвидности, отмечает Руслан Мучипов из «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс». Средства других инвестфондов ему, скорее всего, удастся привлечь только опосредованно, добавляет аналитик — например, через облигации институтов развития.
Мы в телеграм:
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…
На строительство Смоленской АЭС-2 будет направлено более 700 млрд руб
2-х энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200.