В то время как государственные «Интер РАО» и «РусГидро» всерьез рассчитывают на крупные поставки электроэнергии из России в Китай, холдинг En+ Олега Дерипаски, по заданию правительства оценивавший перспективы этого бизнеса, не считает КНР перспективным потребителем на ближайшее десятилетие. Более выгодным в En+ называют экспорт электроэнергии в Южную Корею и Японию, а также поставки энергоемких продукции или услуг. Одним из вариантов «косвенного» экспорта может быть привлечение китайских инвесторов в алюминиевые проекты En+ в России, а также в строительство дата-центров, которые уже опередили по энергопотреблению металлургию, пишет «Коммерсантъ».
Прямой экспорт электроэнергии в Китай не будет выгоден в ближайшие пять-десять лет, заявил на конференции «Электроэнергетика России» глава дивизиона «Восток» холдинга En+ Олега Дерипаски (основные активы — «Русал» и «Евросибэнерго») Александр Сергеев. По его словам, два года назад правительство России поручило En+ подготовить исследование энергопотенциала Сибири для сотрудничества со странами АТР. Но, согласно ТЭО, подготовленному с Институтом энергетических систем СО РАН и «Сколтехом», пока даже в Сибири новая генерация не может конкурировать по цене с таковой в Северном Китае. «Получается разрыв минимум в 30%»,— объясняет господин Сергеев. По его словам, заработать на этом направлении не удастся, «за исключением единичных случаев».
В «Интер РАО» (экспортер электроэнергии, реализует проекты генерации для поставок в КНР) с этими оценками не согласны: «У нас с Государственной электросетевой компанией Китая другие цифры». В ноябре соглашение о строительстве ГЭС под экспорт с КНР подписало «РусГидро», но там ТЭО еще не готово. Сам Китай сейчас выносит из тысячекилометровой зоны вокруг Пекина угольную генерацию и стимулирует строительство станций на севере страны. Уже принято решение о строительстве туда линий сверхвысокого напряжения, но без подключения к РФ.
En+, отрицая эффективность поставок в Китай, видит два других «колоссальных» рынка: Южную Корею и Японию, где себестоимость киловатт-часа составляет $0,14-0,15 и $0,2-0,25 соответственно. Но для выхода к Южной Корее нужен транзит через КНДР или Китай, отмечает Александр Сергеев, тогда как с китайскими компаниями и правительством такая возможность до сих пор официально не обсуждалась. С корейской KEPCO в 2013 году подписано соглашение, ведется работа по оценке транзита электроэнергии в Японию через Южную Корею.
Привлекательным в En+ также считают экспорт энергоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь это алюминий (доля энергии в себестоимости — 40%). Сейчас в Китае ведется политика по прекращению финансирования мелких алюминиевых заводов и проектов, базирующихся на угольной генерации, объясняет Александр Сергеев. En+ надеется, что, когда начнется ее реальное выполнение, цены пойдут вверх. Параллельно En+ приглашает китайских производителей алюминия в свои проекты в России — в первую очередь в Тайшетский завод. Задача состоит в том, чтобы партнер открыл для сибирского алюминия китайский рынок, де-факто закрытый косвенными заградительными пошлинами и ценовой политикой. В подконтрольном En+ «Русале» уточнили, что называть сроки и условия вхождения китайцев в проект «преждевременно».
Другой вариант косвенного экспорта электроэнергии — строительство дата-центров. Как объясняет господин Сергеев, в 2013 году в мире телекоммуникационные компании стали потреблять больше электроэнергии, чем металлургия. В Сибири себестоимость аренды одной серверной стойки оценивается в $850 в месяц, что ниже, чем в Северном Китае ($950) и в Гонконге ($2500), проектам благоприятствуют холодный климат и налоговые льготы. Цена электроэнергии с учетом курса рубля к юаню (юань привязан к доллару) уже составляет $0,032 за киловатт-час в Восточной Сибири. «У нас задача в ближайшее время — сделать пилотный проект дата-центра в Иркутской области и, может быть, в Красноярском крае с китайским партнером и китайскими клиентами на 15 МВт — это 1500 серверных стоек,— говорит Александр Сергеев.— Уже есть заказ на 500 стоек из КНР». Компании En+ могут выделить до 1000 МВт (эквивалентно 100 тыс. стоек — около 15% китайского рынка дата-центров), отмечает он, и «есть три очень крупные компании, с которыми сейчас ведутся предметные переговоры».
Глава департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев согласен, что косвенный экспорт электроэнергии требует меньших затрат на инфраструктуру и дает гибкость в выборе рынков сбыта. Строительство дата-центров, по мнению эксперта, при этом более перспективное направление, чем металлургия: в мире есть потребность в диверсификации площадок для хранения данных.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.