ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Кому маневр выйдет боком?

Доля налогов в формировании стоимости бензина превышает 60%, поэтому цены на топливо крайне чувствительны к изменениям в налоговом законодательстве. Проведение налогового маневра, согласно которому в течение следующих нескольких лет постепенно поднимется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снизятся экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты при прочих равных приведет к повышению стоимости нефти на внутреннем рынке.

Однако рост цен на топливо будет ограничен уровнем около 10% в год. Этому будет способствовать запланированное снижение акцизов на топливо, которое произойдет, хоть и будет не столь существенным, как в ранних версиях налогового маневра. Также с большой долей вероятности цены на нефть продолжат оставаться на относительно низком уровне. В 3-м квартале текущего года цена основного российского экспортного сорта нефти Urals снизилась примерно на 6% кв/кв в долларовом выражении. На внутреннем рынке рублевая цена на нефть упала на 5,5% кв/кв. Наконец, повышенное внимание регулирующих органов, таких как ФАС, не позволит ценам на топливо в рознице расти темпами, существенно превышающими инфляцию.

Если рассуждать о влиянии проведения налогового маневра на конкретные нефтяные компании, то уже можно обозначить некоторых очевидных пострадавших.

Рост цен на нефть на внутреннем рынке негативно отразится на рентабельности сегмента переработки ВИНК в связи с увеличением себестоимости сырья. Более остальных пострадает Башнефть, у которой перерабатывающие мощности существенно превышают объемы добычи. В связи с повышением расходов на приобретение нефти для загрузки собственных НПЗ снизится рентабельность компании.

Обязательный переход компаний на производство топлива исключительно стандарта Евро-5 предусмотрен с 2016 года. В принятой версии налогового маневра предусмотрено выравнивание до 2016 года акцизов на бензин и дизельное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5, поэтому компании, перешедшие на производство и реализацию более качественного топлива до 2016 года, несут потери в виде упущенной выгоды. Это связано с тем, что дальнейшей дифференциации акцизов не предполагается. Первым из крупнейших НК страны, полностью на производство топливо стандарта Евро-5 еще в 2012 году перешел ЛУКОЙЛ. Потери EBITDA от повышения акцизов на топливо стандарта Евро-5 по сравнению с изначально запланированными могут составить порядка 20 млрд руб.

Вместе с тем в относительно более выгодной ситуации окажутся компании, которые не спешили с инвестициями в нефтепереработку, расходуя свои средства на другие цели. Пики инвестиций Роснефти и Газпром нефти в переработку должны прийтись как раз на 2015-2016 годы. Однако Газпром нефть, в отличие от Роснефти, уже не производит топливо стандарта Евро-3 на своих НПЗ.

Для сравнения: доля выпуска моторного топлива стандарта Евро-3 и ниже на заводах Роснефти в России с января по сентябрь 2014 года составила 44%. Соответственно, Роснефть пострадает от уплаты более высоких акцизов на топливо стандарта Евро-3, в случае если его продажа все еще будет разрешена. Окончание программы модернизации НПЗ Роснефти запланировано на 2017 год. Очевидно, что госмонополия не успеет полностью отказаться от производства топлива стандарта Евро-3 с 2015 года, а для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов, возможно, ей разрешат его продавать в России.

Рекомендация по акциям Газпром нефти — «покупать».

Григорий Бирг, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх