ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Российская нефть на рубли не меняется

Государство и российские экспортеры энергоресурсов продолжают изучать возможность перевода экспорта на расчеты в рублях. Как стало известно, этот вопрос с подачи главы «Роснефти» Игоря Сечина будет вынесен на рассмотрение президентской комиссии по ТЭК. Но пока российская нефтегазовая отрасль вообще не готова к такому переходу — не только потому, что экспортные контракты с контрагентами фиксированы в долларах, но и потому, что к таким расчетам не готова национальная валюта, пишет «Коммерсантъ».

В правительстве и администрации президента намерены все же обсудить возможность перехода на рубли в экспортных расчетах за энергоресурсы. До 8 сентября Минэнерго должно представить свои предложения для рассмотрения на президентской комиссии по ТЭК, говорится в письме советника президента Антона Устинова министерству, рассказали источники, знакомые с его содержанием. В Минэнерго от комментариев вчера отказались.

Но этот вопрос еще в конце июля был поднят главой «Роснефти» Игорем Сечиным (является ответсеком комиссии по ТЭК) в письме Владимиру Путину (копия письма есть у издания). Господин Сечин отмечает, что сейчас финансовые санкции ограничивают возможности «Роснефти», а в случае их расширения может возникнуть «невозможность проведения любых долларовых расчетов с контрагентами». Но скорый переход на рубли невозможен — «валюта расчетов по контрактам уже зафиксирована, контрагенты вряд ли согласятся на изменения». В 2013 году «Роснефть» договорилась с Китаем об экспорте 360 млн тонн нефти, имеет контракты с трейдерами Glencore и Vitol, а также с Marubeni и Sodeco. В 2013 году Россия получила от экспорта нефти и газа $194 млрд и $28 млрд соответственно. Игорь Сечин также отмечает, что переход на оплату в рублях повлечет за собой существенные издержки.

«По мнению экспертов, дисконт к действующим контрактным ценам составит 11-15%, что приведет к сопоставимым потерям бюджета»,— предупреждает топ-менеджер. Кроме того, многие сделки зависят от валютных кредитов, и переход на рубли будет чреват потерями. Господин Сечин также опасается, что дополнительный спрос на рубли и укрепление его курса приведут к снижению выручки.

Впрочем, переходу на рубли в расчетах мешают не только контракты. Игорь Сечин отмечает, что доля России в мировом ВВП и экспорте невелика — 3,2% и 2,6% соответственно, а превратить рубль в конвертируемую валюту можно лишь «при масштабной и конкурентоспособной экономике с высокой инвестиционной активностью». «Главным инструментом повышения конвертируемости рубля являются быстрый экономический рост и развитие двусторонней торговли»,— добавляет он. Среди мер по укреплению нацвалюты топ-менеджер (бывший до 2012 года вице-премьером в правительстве Владимира Путина) предлагает макроэкономические меры, например укрепление банковской системы, предоставление на льготных условиях кредитов в рублях покупателям российской продукции, стабильность валютного курса, сокращение инфляции, улучшение инвестклимата.

Впрочем, отдельно Игорь Сечин упоминает о необходимости расширения торговли нефтью и нефтепродуктами за рубли на российских торговых площадках. Биржевые торги нефтью на внутреннем рынке за рубли с апреля проходят на СПбМТСБ (господин Сечин возглавляет совет директоров биржи), на ней продано около 300 тыс. тонн нефти (0,06% от добычи в 2013 году). По данным издания, сейчас Минэнерго совместно с компаниями и СПбМТСБ рассматривает возможность запуска торгов экспортной нефтью. Предполагается, что поставочный фьючерс на нефть Urals с отгрузкой в Усть-Луге может быть запущен в первом полугодии 2015 года, но, по словам источников, контракт вряд ли будет рублевым, возможно, это будет долларовая котировка, переведенная в рубли.

В «Роснефти» заверили, что «работают в валюте контракта и придерживаются данного принципа». В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались. Но глава компании Вагит Алекперов в интервью «Ведомостям» отмечал, что для перехода на рубли «нужны инструменты хеджирования». «Мы все равно привязаны к Лондонской бирже, к глобальной котировке цены нефти»,— говорил он. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков в начале июня отмечал, что предложил партнерам перейти на рубли. В «Газпроме» заявили, что вопрос перехода на рубли «изучается».

Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research отмечает, что, безусловно, России надо стараться сделать рубль мировой резервной валютой, но это процесс постепенный. Пока резкий переход к рублевым расчетам может быть не в интересах компаний, заинтересованных в валютной выручке.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх