В сфере энергетики санкции против России ограничивают экспорт оборудования для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и разработки арктических месторождений. Если бы они были введены в отношении нашей страны несколько лет назад, то ущерб от них был бы весьма существенным.
Американский запрет на поставку технологий в Россию не сможет остановить реализацию российских проектов по добыче нефти и газа на морском шельфе: российские компании уже давно и успешно практикуют импортозамещение. Зато европейские компании серьезно пострадают от «эффекта бумеранга» санкций.
В сфере энергетики санкции против России ограничивают экспорт оборудования для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и разработки арктических месторождений. Если бы они были введены в отношении нашей страны несколько лет назад, то ущерб от них был бы весьма существенным. Теперь же санкции не смогут остановить реализацию российских проектов по добыче нефти и газа на морском шельфе, а также разработку залежей сланцевой нефти. Самое значительное, что может произойти — это небольшая задержка в сроках их вывода на максимальную мощность, не более того.
Морская добыча
В СССР разработка морского шельфа находилась в зачаточном состоянии. Это объяснялось тем, что в стране было очень много сухопутных месторождений, разрабатывать которые было гораздо легче. Советские нефтяники осваивали месторождения Каспийского моря и работали на шельфе Вьетнама. Причем интересно: ранее американские геологи не смогли найти нефть на шельфе Южного Вьетнама. После 1975 года этим занялись уже советские геологи, и вот они нефть нашли. В 1990-е годы начали осуществляться масштабные проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на шельфе Охотского моря, которые были реализованы с помощью американских, британских, японских и индийских компаний. Акционер «Сахалина-1» — «Роснефть», а «Сахалина-2» – «Газпром». Таким образом, началось освоение российскими компаниями зарубежных технологий разработки шельфовых месторождений. Параллельно с этим «ЛУКОЙЛ» занимался разработкой шельфовых месторождений в Каспийском море — как в партнерстве с зарубежными компаниями, так и самостоятельно.
В начале нынешнего года «Газпром нефть» добыла первую нефть на месторождении Приразломное в Печорском море, сделав это самостоятельно, без партнерства с зарубежными нефтегазовыми компаниями. Морскую ледостойкую платформу «Приразломная» построил северодвинский завод «Севмаш». Нефть погрузили в арктический танкер «Михаил Ульянов», изготовленный на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.
Ранее ОАО «Выборгский судостроительный завод» по заказу «Газпрома» построил две плавучие полупогружные буровые установки «Полярная звезда» и «Северное сияние». Они предназначены для работы на арктическом шельфе и бурения морских скважин глубиной до 7,5 км при глубинах моря от 70 до 500 м. Сейчас они ведут геологоразведку на шельфе Сахалина. В 2013 году северодвинский завод «Звездочка» завершил создание самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая», которая способна бурить скважины на глубину до 6,5 км при глубине моря от 7 до 100 м.
Кроме того, в минувшем году «Газпром», также самостоятельно, начал добывать газ на Киринском месторождении на шельфе Сахалина. Здесь, впервые в российской практике, был применен подводный добычной комплекс, а не платформа. Естественно, во всех этих проектах использовалось не только российское, но и также импортное оборудование. Но теперь это оборудование у наших компаний есть, технологии освоены, их можно копировать и дорабатывать с учетом российских климатических условий. И этот процесс идет стремительными темпами. В случае необходимости можно обратиться за помощью к тем странам, которые не присоединились к санкциям, но имеют опыт глубоководного бурения, например, Бразилии.
Впрочем, пока даже американцы не спешат применять санкции на деле. В начале августа, в рамках совместного проекта «Роснефти» и американской компании Exxon, началось бурение первой разведочной скважины в Карском море. Это стало шоком для европейцев, которых власти США фактически заставили присоединиться к санкциям против России.
Не секрет, что товарооборот между Россией и США невелик, поэтому американцы почти ничего не теряют от ухудшения отношений с нашей страной. А страны Евросоюза уже пострадали очень сильно. Сначала европейские компании столкнулись с тем, что российские фирмы сократили размещение своих заказов в Европе, так как опасались введения санкций. Когда же ЕС присоединился к американским санкциям, Россия объявила об ответных мерах, отказавшись от закупок продовольствия в Европе. Это вызвало шок у европейцев, которые теперь потеряют порядка 10 млрд. долларов. И на этом фоне глава российского представительства Exxon Глен Уоллер с удовольствием рассказывает о больших перспективах шельфовых проектов в рамках совместного предприятия с «Роснефтью».
Похожая ситуация складывается и в области добычи сланцевой нефти. «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» уже занимаются разработкой сланцевых залежей Баженовской свиты, как в партнерстве с иностранными корпорациями, так и самостоятельно. Таким образом, передача технологий идет, и остановить ее невозможно. Можно попытаться задержать этот процесс, но вряд ли из этого что-то получится. Дело в том, что добычей сланцевых углеводородов в США занимаются компании из многих стран мира, в том числе — китайские и индийские. В случае необходимости российские корпорации могут привлечь их в свои проекты.
Импортозамещение
Российские компании уже давно занимаются импортозамещением. Значительных успехов на этом направлении удалось добиться «Газпрому»: 95 процентов необходимой продукции корпорация закупает у отечественных предприятий, в результате в России появились новые высокотехнологичные производства. Напомню, что в 1990-х годах в России не производили трубы большого диаметра, необходимые для строительства трубопроводов, поэтому их приходилось закупать в Германии, Японии, Украине и других странах.
Теперь поставщиками труб большого диаметра для «Газпрома» выступают российские предприятия: «Выксунский металлургический завод», «Челябинский трубопрокатный завод», «Волжский трубный завод» и «Ижорский трубный завод». Отечественные заводы научились делать не только трубы, но и высококачественную сталь, которая используется в разных отраслях промышленности.
Кроме того, для добычи газа с повышенным содержанием сероводорода на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении санкт-петербургская «Научно-производственная фирма Завод «Измерон» и башкирский «Нефтекамский машиностроительный завод» поставляют «Газпрому» подземное скважинное оборудование, аналогичное тому, что выпускают американские компании Schlumberger, Weatherford и Baker. Для оснащения скважин на Бованенковском месторождении аналоги изготавливают тот же «Измерон» и Воронежский механический завод — филиал воронежского ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева». Этот завод самостоятельно освоил также производство колонных головок для агрессивных сред, замещающих импортную продукцию американских FMC и Cameron, а также французской Malbranque. Воронежское ООО «ФПК «Космос-Нефть-Газ» теперь выпускает весь комплекс оборудования приустьевой обвязки скважин в коррозионностойком исполнении для Астраханского газоконденсатного месторождения, аналогичный тому, что производят американская Cameron, итальянская Breda, британская Production Solutions и голландская Mokveld Valves bv. Кроме того, это предприятие начало выпуск станций управления фонтанной арматурой, замещающих импортную продукцию. Производство современных буровых установок освоил «Уралмаш».
В советские времена значительная часть газоперекачивающего оборудования производилась за пределами СССР. На территории же самой страны газоперекачивающие агрегаты (ГПА) делали лишь Невский завод в Ленинграде и Сумское НПО им. М.В.Фрунзе на Украине. Между тем, наиболее надежные двигатели для советских агрегатов тогда выпускались николаевским ПО «Зоря». Поэтому с 1970-х годов газовая промышленность Советского Союза комплектовала компрессорные станции, в первую очередь, продукцией украинских производственных объединений. Когда Украина стала независимым государством, «Газпром» начал работу по увеличению производства ГПА в России, теперь импорт газоперекачивающего оборудования не превышает 5 процентов. Российские заводы ЗАО «Искра-Авигаз», ООО «Авиагазцентр», ЗАО «РЭП-Холдинг», ООО «Искра-Турбогаз», ООО «Самара-Авиагаз» и ОАО «ОДК» (включая входящие в него ОАО «Пермский моторный завод» и ОАО «ОДК–Газовые турбины») выпускают оборудование соответствующее современным мировым стандартам.
Российским предприятиям удалось освоить производство новых видов трубопроводной арматуры и приводов к ней. Наибольших успехов здесь добились: ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Пензтяжпромарматура», ЗАО «Тяжпромарматура» (Тульская обл.) и ОАО «Атоммашэкспорт» (Ростовская обл.), благодаря усилиям которых в России появилась альтернатива продукции таких производителей, как, например, голландская Mokveld Valves bv.
Американские и европейские банки, также ввели санкции против российских компаний, но это означает только то, что кредиты будут предоставлять банки из других стран. Кроме того, Россия вложила более 100 млрд. долларов в американские государственные облигации, доходность которых минимальна. Эти деньги с большей пользой можно направить на кредиты российским компаниям. Такая политика даст толчок развитию отечественной экономики, да и государство сможет получить больший доход от своих вложений.
Американские проблемы
Очевидно, что с помощью антироссийских санкций США пытаются сохранить свое положение мирового лидера, однако вряд ли им это удастся. Мне часто приходится бывать в Германии и беседовать с представителями бизнеса. Весной, еще до ввода санкций, мои собеседники говорили, что еще никогда в истории ФРГ не было такого острого противостояния между бизнесом и властью. Европейские политики традиционно очень зависят от США и идут на поводу у американцев. Но деньги на избирательные компании им дают не американские, а компании Старого Света. А европейские бизнесмены очень не любят, когда их интересами жертвуют в угоду политическим целям других стран. Особенно сегодня, когда экономика ЕС находится в кризисе, и европейские компании часто проигрывают в конкурентной борьбе китайцам. Именно поэтому Франция, несмотря на жесточайшее давление США, отказывается разорвать контракт на поставку в Россию вертолетоносцев «Мистраль». За этими событиями стоит простая логика: европейцам, чтобы выжить, необходимо партнерство с Россией, а конфликт между нами выгоден только американцам.
При этом США сами находятся далеко не в лучшей форме. Задолженность США и их главных союзников – Великобритании и Японии уже превысила отметку в 100 процентов ВВП. Очевидно, что погасить такой долг ни одна из этих стран не в состоянии. Рано или поздно их ждет банкротство. Кроме того, американский военный бюджет приблизительно равен совокупным затратам на военные цели всех остальных государств мира. Промышленность Соединенных Штатов в основном работает на войну, так как производство значительной части гражданской продукции США перенесли в страны с дешевой рабочей силой. Именно поэтому американцы ведут постоянные войны за пределами страны: произведенные бомбы и ракеты должны взрываться, иначе они очень быстро затоварят все склады и, как уверяют бизнесмены военно-промышленного комплекса, люди потеряют работу.
Теперь — о перспективах добычи сланцевой нефти в США. Благодаря наличию около 2 тыс. буровых установок, добыча нефти в этой стране увеличилась с 302 млн. тонн в 2008 г до 446 млн. тонн в 2013 г. Правда, себестоимость добычи сланцевой нефти в США составляет 70-85 долларов за баррель. Очевидно, что США абсолютно не заинтересованы в резком увеличении добычи нефти на Ближнем Востоке, где ее себестоимость составляет 2-4 доллара за баррель. Ведь, в случае существенного снижения мировых цен на нефть, американские компании будут вынуждены сократить инвестиции в добычу сланцевой нефти.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на рост собственной добычи, США продолжают сильно зависеть от импорта нефти. Потребление нефти в США в 2013 году достигло 831 млн. тонн нефти, таким образом, около 50 процентов пришлось на долю импорта. Согласно прогнозу Института энергетических исследований РАН, в 2020 г США смогут добыть 526 млн. тонн нефти, а дальше начнется стагнация добычи, и к 2040 г она снизится до 516 млн. тонн. Следовательно, американцы не смогут отказаться от импорта нефти.
Во имя утверждения своего мирового господства США сеют в мире хаос, но этот хаос уже крайне негативно сказывается на их союзниках — как на Ближнем Востоке, так и в Европе. Главным противником США сегодня является Китай, но из-за огромного объема взаимного товарооборота американцы опасаются вводить санкции против этой страны. США решили показательно наказать Россию, но эта политика настраивает против американцев их союзников в Европе, которые сильно зависят от торговли с нашей страной. В свою очередь, Россия укрепляет связи с теми государствами, которые стремятся проводить самостоятельную внешнюю политику. В результате авторитет нашей страны на международной арене растет, а позиции американцев слабеют.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.