Несомненно, важнейшим событием прошедшего года в нефтяном секторе России стала набирающая обороты консолидация. Роснефть приобрела ТНК-ВР, Итеру, а также газовые активы АЛРОСы — Таас-Юрях нефтегазодобыча и Сибнефтегаз. ЛУКОЙЛ купил компанию Самара-Нафта, благодаря чему занял второе место по добыче в регионе.
Михаил Гуцериев стал владельцем 100% акций Русснефти, выкупив недостающие доли у АФК Система и Сбербанка. Он также заявлял о желании полностью консолидировать Exillon Energy, однако этого сделать ему не удалось. Тем не менее в дальнейшем продажа компании остается возможной. Гуцериев также рассматривает приобретение небольших Динельнефть и Чедтый нефть через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтисум, а Независимая нефтяная компания Худайнатова приобрела Геотекс и Пайяха. Также важной новостью касающейся упомянутого процесса консолидации в отрасли стало решение группы Альянс о поглощении 100% нефтяной компании Alliance Oil, после чего вероятна смена ее владельца.
Мы видим, что консолидация в секторе проходит не только за счет Роснефти, которая скупает как нефтяные, так и газовые активы. В процессе задействован также ряд крупных и небольших компаний. При этом действия Роснефти влияют на структуру всей отрасли. Постоянно возникают слухи о том, что если крупные компании своими действиями либо защищаются от поглощения, либо готовятся к поглощению Роснефтью, то небольшие и независимые НК укрупняются, чтобы затем стать частью госмонополии. Разумеется, в большинстве своем это лишь слухи, но сам факт того, что согласно расхожему мнению, все в секторе делается с оглядкой на Роснефть, говорит о многом.
Если о «национализации» как таковой говорить пока еще рано, так как все-таки существенная доля рынка находится у частных компаний, то консолидация с увеличением доли государства, несомненно, наблюдается. Ослабление конкуренции в секторе за счет увеличения доли государства не может быть положительным для частных компаний, которые и до этого находились в более уязвимом положении, нежели госпредприятия, например, в плане доступа к недрам. В дополнение ко всему можно рассчитывать, что и от дальнейшего строительства инфраструктурных проектов в большем выигрыше будут государственные компании. На мой взгляд, увеличение доли государства в стратегически важных секторах может привести к тому, что регулирование отрасли станет в большей степени политизировано. Во-первых, потому, что госкомпании являются существенным и все большим источником доходов для государства. А во-вторых, потому, что ввиду увеличения доли госкомпаний на рынке государство фактически получает больше инструментов для управления инфляцией и расходами населения, как в случае с ценами на нефтепродукты.
Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб., рекомендация — «покупать».
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.