Несомненно, важнейшим событием прошедшего года в нефтяном секторе России стала набирающая обороты консолидация. Роснефть приобрела ТНК-ВР, Итеру, а также газовые активы АЛРОСы — Таас-Юрях нефтегазодобыча и Сибнефтегаз. ЛУКОЙЛ купил компанию Самара-Нафта, благодаря чему занял второе место по добыче в регионе.
Михаил Гуцериев стал владельцем 100% акций Русснефти, выкупив недостающие доли у АФК Система и Сбербанка. Он также заявлял о желании полностью консолидировать Exillon Energy, однако этого сделать ему не удалось. Тем не менее в дальнейшем продажа компании остается возможной. Гуцериев также рассматривает приобретение небольших Динельнефть и Чедтый нефть через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтисум, а Независимая нефтяная компания Худайнатова приобрела Геотекс и Пайяха. Также важной новостью касающейся упомянутого процесса консолидации в отрасли стало решение группы Альянс о поглощении 100% нефтяной компании Alliance Oil, после чего вероятна смена ее владельца.
Мы видим, что консолидация в секторе проходит не только за счет Роснефти, которая скупает как нефтяные, так и газовые активы. В процессе задействован также ряд крупных и небольших компаний. При этом действия Роснефти влияют на структуру всей отрасли. Постоянно возникают слухи о том, что если крупные компании своими действиями либо защищаются от поглощения, либо готовятся к поглощению Роснефтью, то небольшие и независимые НК укрупняются, чтобы затем стать частью госмонополии. Разумеется, в большинстве своем это лишь слухи, но сам факт того, что согласно расхожему мнению, все в секторе делается с оглядкой на Роснефть, говорит о многом.
Если о «национализации» как таковой говорить пока еще рано, так как все-таки существенная доля рынка находится у частных компаний, то консолидация с увеличением доли государства, несомненно, наблюдается. Ослабление конкуренции в секторе за счет увеличения доли государства не может быть положительным для частных компаний, которые и до этого находились в более уязвимом положении, нежели госпредприятия, например, в плане доступа к недрам. В дополнение ко всему можно рассчитывать, что и от дальнейшего строительства инфраструктурных проектов в большем выигрыше будут государственные компании. На мой взгляд, увеличение доли государства в стратегически важных секторах может привести к тому, что регулирование отрасли станет в большей степени политизировано. Во-первых, потому, что госкомпании являются существенным и все большим источником доходов для государства. А во-вторых, потому, что ввиду увеличения доли госкомпаний на рынке государство фактически получает больше инструментов для управления инфляцией и расходами населения, как в случае с ценами на нефтепродукты.
Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб., рекомендация — «покупать».
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
Сибур построит фабрику катализаторов для нефтехимии в Казани мощностью 1 тыс т
Запуск 1-й линии — производства хромовых катализаторов — запланирован на…
Акции Россетей на Мосбирже росли более чем на 2%
динамика отмечена после того, как президент РФ разрешил «Федеральной сетевой…
21 февраля бензин Аи-92 подешевел на бирже на 3,7%, бензин Аи-95 — на 2,9%
Цена бензина Аи-92 снизилась до 50,298 тыс руб за т,…
Программу догазификации могут распространить на 22 села Горного Алтая
В Майминском и Чемальском районах.
До 13% всего потребляемого ЕС газа поступает из РФ
Это не страны ЕС покупают этот газ — это компании,…
Эксперт РУСЭЛ примет участие в индийской выставке ELECRAMA
Ожидается, что выставку ELECRAMA посетит более 400 тысяч человек.