Актуально
Казахстан в I полугодии нарастил закупку топливно-энергетической продукции у РФ на 21%Майнинг-фермы с ТЭЦ возле угольных разрезов в Кузбассе окупятся за 4 годаСборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в НовороссийскеАлжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и ChevronЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизациейУщерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд руб
Несомненно, важнейшим событием прошедшего года в нефтяном секторе России стала набирающая обороты консолидация. Роснефть приобрела ТНК-ВР, Итеру, а также газовые активы АЛРОСы — Таас-Юрях нефтегазодобыча и Сибнефтегаз. ЛУКОЙЛ купил компанию Самара-Нафта, благодаря чему занял второе место по добыче в регионе.
Михаил Гуцериев стал владельцем 100% акций Русснефти, выкупив недостающие доли у АФК Система и Сбербанка. Он также заявлял о желании полностью консолидировать Exillon Energy, однако этого сделать ему не удалось. Тем не менее в дальнейшем продажа компании остается возможной. Гуцериев также рассматривает приобретение небольших Динельнефть и Чедтый нефть через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтису через подконтрольную Нафтисум, а Независимая нефтяная компания Худайнатова приобрела Геотекс и Пайяха. Также важной новостью касающейся упомянутого процесса консолидации в отрасли стало решение группы Альянс о поглощении 100% нефтяной компании Alliance Oil, после чего вероятна смена ее владельца.
Мы видим, что консолидация в секторе проходит не только за счет Роснефти, которая скупает как нефтяные, так и газовые активы. В процессе задействован также ряд крупных и небольших компаний. При этом действия Роснефти влияют на структуру всей отрасли. Постоянно возникают слухи о том, что если крупные компании своими действиями либо защищаются от поглощения, либо готовятся к поглощению Роснефтью, то небольшие и независимые НК укрупняются, чтобы затем стать частью госмонополии. Разумеется, в большинстве своем это лишь слухи, но сам факт того, что согласно расхожему мнению, все в секторе делается с оглядкой на Роснефть, говорит о многом.
Если о «национализации» как таковой говорить пока еще рано, так как все-таки существенная доля рынка находится у частных компаний, то консолидация с увеличением доли государства, несомненно, наблюдается. Ослабление конкуренции в секторе за счет увеличения доли государства не может быть положительным для частных компаний, которые и до этого находились в более уязвимом положении, нежели госпредприятия, например, в плане доступа к недрам. В дополнение ко всему можно рассчитывать, что и от дальнейшего строительства инфраструктурных проектов в большем выигрыше будут государственные компании. На мой взгляд, увеличение доли государства в стратегически важных секторах может привести к тому, что регулирование отрасли станет в большей степени политизировано. Во-первых, потому, что госкомпании являются существенным и все большим источником доходов для государства. А во-вторых, потому, что ввиду увеличения доли госкомпаний на рынке государство фактически получает больше инструментов для управления инфляцией и расходами населения, как в случае с ценами на нефтепродукты.
Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб., рекомендация — «покупать».
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм Канал
Майнинг-фермы с ТЭЦ возле угольных разрезов в Кузбассе окупятся за 4 года
При выработке в 25 МВтч и капвложениях с учетом вложений…
Сборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в Новороссийске
Габариты конструкций сопоставимы с пятиэтажным домом.
Алжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и Chevron
В том числе сланцевого газа.
ЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизацией
Среди запланированных работ по модернизации – установка дополнительных насосных агрегатов,…
Ущерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд руб
Еще на 145,3 млн руб причинен ущерб от затопления носовой…