Свежее
В МЭИ разработали эффективный поглотитель нефтепродуктовМЭА не ждет влияния на мировые поставки СПГ от китайских пошлин в отношении товаров из СШАМинэнерго РФ рассмотрит предложения по вывозу угля и поддержке угольных компаний ХакасииМощность ПС 110 кВ Ярыксу в Дагестане увеличена в 2 разаМЭА ждет в 2025г роста цен на 18% на газовом хабе в ЕвропеЕвропе может потребоваться рекордный импорт СПГ для заполнения ПХГ
Бизнесмен Руслан Байсаров, разрабатывающий Элегестское угольное месторождение, выкупил у Зияда Манасира 30% в крупном подрядчике «Газпрома» «Стройгазконсалтинге». По данным «Коммерсанта», доля обошлась покупателю в $4,8 млрд. Господин Байсаров намерен привлечь компанию к строительству железной дороги к Элегесту. Зияду Манасиру, у которого возникли сложности с «Газпромом», этот проект стоимостью около 200 млрд руб. позволит загрузить «Стройгазконсалтинг».
Бизнесмен Руслан Байсаров купил 30% группы «Стройгазконсалтинг», подконтрольной ее президенту Зияду Манасиру, рассказали участники сделки. Ее структура не раскрывается, господин Манасир сказал, что у него «осталось свыше 51%». По словам господина Байсарова, сделка в основном обусловлена необходимостью строительства железной дороги длиной 410 км Элегест—Кызыл—Курагино в рамках разработки Элегестского угольного месторождения (15 млн тонн угля в год при выходе на полную мощность). Проект ведет принадлежащая бизнесмену Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК). В России немного компаний, которые могли бы справиться с этим проектом, объясняет господин Байсаров: для Кызыл—Курагино легко перебазировать технику и людей из подразделений группы на Ямале. Покупка доли в «Стройгазконсалтинге», по словам Руслана Байсарова, позволит контролировать строительство и себестоимость дороги, в том числе через совет директоров (от ТЭПК войдет три человека).
Проект ветки Элегест—Кызыл—Курагино и угольного портового терминала в Ванино мощностью 15 млн тонн в год оценивается в 217,2 млрд руб. (около 200 млрд руб.— на дорогу). 54,3 млрд руб. должны предоставить структуры Руслана Байсарова, 86,9 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 76 млрд руб. — кредиты ВЭБа и Сбербанка. В Минэкономики сказали, что проект проходит стадию стратегической оценки и включен в предварительный перечень проектов, претендующих на средства ФНБ. Ранее подрядчиком по Кызыл—Курагино было входящее в группу «Сумма» НПО «Мостовик». Но «Мостовик» заключал контракт с предыдущим разработчиком Элегеста, Енисейской промышленной корпорацией, у которой в декабре 2012 года была отозвана лицензия, а контракт с «Мостовиком» расторгается.
Сумму сделки и источники финансирования стороны не раскрывают. По данным источников, «Стройгазконсалтинг» был оценен в $16 млрд, тогда 30% группы могли обойтись структурам господина Байсарова в $4,8 млрд.
Топ-менеджер одного из строительных холдингов говорит, что оценка, хотя и кажется «на первый взгляд шокирующей», адекватна: она учитывает огромный штат людей (60 тыс.) и техники (14 тыс. единиц), который не загружен на 100%. Он добавляет, что участие в «Стройгазконсалтинге», в отличие от привлечения стороннего подрядчика, позволит Руслану Байсарову вернуть часть затрат на строительство (рентабельность группы не раскрывается, но в интервью «Ведомостям» в октябре Зияд Манасир говорил, что каждая компания закладывает рентабельность 12-15%). А для Зияда Манасира важно получить новые контракты при снижающейся доли в доходах от сотрудничества с «Газпромом» и сохранить масштабы холдинга даже за счет продажи части бизнеса.
«Стройгазконсалтинг» — старейший и крупнейший подрядчик «Газпрома». Но выручка компании по итогам 2013 года может быть меньше показателя 2012 года — 388 млрд руб.— на 20-23% (то есть 300-311 млрд руб.), сказал господин Манасир. При этом, уточнил он, портфель заказов «Стройгазконсалтинга» на 2014 год превышает 500 млрд руб. Конкуренцию «Стройгазконсалтингу» на подрядах «Газпрома» составляют «Стройгазмонтаж» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. При этом у «Стройгазконсалтинга» возникли трения с монополией. В конце октября Зияд Манасир даже написал письмо ответственному секретарю президентской комиссии по ТЭКу президенту «Роснефти» Игорю Сечину, жалуясь, что «Газпром» откладывает ввод проектов и оплату по ним. Но сам Зияд Манасир уверяет, что проблемы носили «обычный рабочий характер» и уже решены.
В то же время группа активно ищет сторонние заказы, в июле выиграла подряд на строительство метро в Москве. Партнерство с Русланом Байсаровым, обещает Зияд Манасир, не ограничится подрядом только по Элегесту. Николай Сосновский из «ВТБ Капитала» указывает, что сейчас в себестоимости экспортного угля в порту логистические затраты превышают 50%, поэтому логично стремление господина Байсарова контролировать процесс создания и эксплуатации железной дороги от Элегеста.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
В МЭИ разработали эффективный поглотитель нефтепродуктов
Доказана возможность активации сорбционных свойств таблеток верхового торфа при обработке…
МЭА не ждет влияния на мировые поставки СПГ от китайских пошлин в отношении товаров из США
Об этом говорится в отчете Международного энергетического агентства (МЭА) по…
Минэнерго РФ рассмотрит предложения по вывозу угля и поддержке угольных компаний Хакасии
Объем вывоза угля в восточном направлении из Хакасии в январе…
МЭА ждет в 2025г роста цен на 18% на газовом хабе в Европе
В США — на 75%.
Европе может потребоваться рекордный импорт СПГ для заполнения ПХГ
Ожидается, что в течение всего 2025г импорт СПГ в Европу…