Новости энергетики 16+

Расширение ВСТО Приморью не нужно?

В расширении второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» нет необходимости в Приморье, считают эксперты. Однако министр энергетики Александр Новак заявил на прошлой неделе, что ВСТО можно будет модернизировать после 2020 года, так как спрос на нефть на Дальнем Востоке уже увеличился.

 

— Стимулирующие меры, которые мы проводим для вовлечения в разработку месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, дали свой результат. Сегодня объемы добычи в этой части РФ увеличились. Возможно, в перспективе за рамками 2020 года 80 млн тонн ВСТО не хватит. Добыча в этом регионе может быть выше этих 80 млн. Поэтому сейчас мы проводим выверку, сверку данных компаний, в том числе по планируемым объемам добычи, планируемым геологоразведочным работам. Если появится такая необходимость, в будущем нам придется принимать решение о расширении пропускной способности ВСТО, — заявил министр на пресс-конференции в Москве 31 октября.

Он также напомнил, что сейчас мощность ВСТО I (Тайшет-Сковородино) составляет 50 млн тонн (будет расширено до 80 млн тонн), ВСТО II (Сковородино-Козьмино) — 30 млн тонн (до 50 млн тонн). В инвестиционной программе «Транснефти» заложено расширение пропускной способности и первого, и второго участков.

Также накануне глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил телеканалу РБК, что «Газпром нефть» подала заявку на прокачку по ВСТО на экспорт 8 млн тонн нефти, но этих мощностей у компании нет. В настоящее время, по словам Токарева, встает вопрос о строительстве второго по мощности ВСТО.

У приморских экономистов свой взгляд на эти вопросы: по их мнению, расширение ВСТО II не требуется, ведь трубопровод и так едва находит пути сбыта российской нефти за границей.

— Когда процесс строительства второй ветки ВСТО был в самом разгаре, тенденции были определенные: экспорт нефти у России постепенно сокращался. Тогда вопрос: зачем увеличивать пропускную способность при сокращении поставок? Нам становится нецелесообразно бездумно экспортировать нефть в сыром виде, зачем тогда нам эта стройка и к чему она приведет? Я убежден, что так много нефти у нас никто не возьмет, нашей тем более, она более низкого качества. Стало быть, надо ее здесь перерабатывать, создавать современное производство на берегах Тихого океана. Хотя это вступает в противоречие с концепцией развития Приморского края, он мог бы обрести статус заповедной зоны. Здесь нет пока ни одного нефтехимического комбината, — считает Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук.

Согласен с Александром Латкиным и его коллега, директор Школы экономики ДВФУ, кандидат экономических наук Виктор Белкин:

— Я знаю, что у нефтяников и газовиков свои понятия доходности, они складываются из нескольких аспектов. Но ни одну проблему так в лоб – расширением трубопровода ничего не решишь. Здесь можно вспомнить опыт Сахалина – когда сжиженного газа оказалось на острове слишком много, мы стали придумывать на ходу какие-то программы газификации близлежащих регионов. Что в итоге: если взять Приморье, то газа здесь как не было, так и нет, — рассказал Виктор Белкин.

Однако в расширении второй очереди нефтепровода помимо «Транснефти» заинтересованы и другие крупные игроки. Как ранее сообщалось, «Роснефть» подписала контракт на 270 млрд долларов на поставку нефти в Китай по ВСТО. Соглашение президента «Роснефти» с гендиректором CNPC Чжоу Цзипином поможет увеличить ежемесячные поставки нефти в этом году примерно с 1,3 млн до 1,41 млн тонн.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх