Актуально
Запасы газа на Адниканском месторождении в Хабаровском крае не подтвердилисьЦена нефти Brent на бирже ICE опустилась ниже $66 впервые с 20 августаЭнергопотребление в Приморье растет по 3% в годНа Нарвской ГЭС завершен капремонт ГА-1За 9 лет Газпром нефтехим Салават переработал более 9 млн т нефти Царичанского месторожденияБензин Аи-92 на бирже подорожал за неделю на 4,76%, дизель — на 4,16%
Принадлежащий «Транснефти» «Транснефтепродукт» намерен заключить с нефтяниками договоры о софинансировании проекта трубопровода «Юг», который должен увеличить экспорт светлых нефтепродуктов через черноморские порты. После постройки трубы компании вернут «Транснефтепродукту» его затраты по договорам «качай или плати». По плану труба должна связать Волгоград с Новороссийском. «Роснефть» хочет, чтобы она шла в Туапсе, где компания расширяет свой НПЗ. Но «Транснефть» предпочла Новороссийск, где монополия вместе с группой «Сумма» контролирует крупнейший в стране порт, пишет «Коммерсантъ».
В ближайшие несколько недель «Транснефтепродукт», дочерняя структура «Транснефти», подпишет ряд соглашений с нефтекомпаниями по финансированию проекта магистрального нефтепродуктопровода «Юг», сообщили в монополии. Договоренности достигнуты «почти со всеми заинтересованными компаниями», среди которых ЛУКОЙЛ, «Башнефть» и «Газпром нефть», они предусматривают прокачку нефтепродуктов по схеме «качай или плати» (фиксация объемов прокачки и оплата этих объемов вне зависимости от реальных поставок). Нефтяники от комментариев отказались. Но источник, близкий к одной из них, подтвердил факт предстоящего подписания.
Проект «Юг», предназначенный для экспорта светлых нефтепродуктов «Евро-5» с Черноморского побережья, будет реализован в три этапа. Первый — реконструкция трубы Тихорецк—Новороссийск. Для этого «Транснефть» привлечет заемные средства и деньги ЛУКОЙЛа. Второй этап — строительство трубы Волгоград—Тихорецк и железнодорожных эстакад в начальной и конечной точках. «Благодаря эстакаде к системе подключится не только ЛУКОЙЛ, НПЗ которого расположен в Волгограде, но и другие нефтяники»,— говорят в «Транснефти». Под эти работы она также привлечет кредит, который затем будет погашен нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу «качай или плати». Эти этапы вошли в инвестпрограмму монополии, затраты на них «Транснефть» оценивают в 47 млрд руб.
Принцип «качай или плати» используется «Транснефтью» в отношении нефтепродуктопроводов с 2012 года, до этого его применяли к прокачке нефти. «Транснефть» рассчитывает также «спецтарифы» для компаний, заинтересованных в строительстве трубопроводов, например в соглашениях с «Роснефтью» по расширению нефтепроводов Сковородино—Мохэ и на Туапсинский НПЗ. Сначала предполагалось, что «Юг» пройдет по маршруту Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск (1465 км). Но по утвержденному на данный момент проекту, его длина составит лишь более 800 км. Рассматривается и третий этап — строительство к началу 2020-х годов нефтепродуктопровода вблизи «самарской группы» НПЗ «Роснефти», Краснодарского НПЗ «Русснефти» и Афипского НПЗ «Нефтегазиндустрии», но точный маршрут этой трубы и ее финансирование пока не определены.
Также неясно, будет ли связан с «Югом» Туапсинский НПЗ «Роснефти», которая получила от правительства поручение создать там нефтепродуктовый хаб. По словам пресс-секретаря компании Владимира Тюлина, «Роснефть» заинтересована в развитии нефтепродуктопроводов на юге России, а сам проект системы «Юг» с конечной точкой в Туапсе эффективно дополнит мощности завода «Роснефти». В «Транснефти» пояснили, что монополия предлагает нефтекомпании построить отвод на Тихорецк от Туапсе. Но в «Роснефти», по словам источника, близкого к компании, не видят смысла в создании двух центров экспорта нефтепродуктов.
Маршрут только до Туапсе идет вразрез с интересами как «Транснефти», так и других нефтяников, говорит источник на рынке. «Для монополии, владеющей около 35% Новороссийского морского торгового порта, важно, чтобы труба заканчивалась в Новороссийске, таким образом она сможет получить синергию с инфраструктурой порта и увеличить грузопоток»,— поясняет собеседник. Эксперт уточняет, что в Туапсе из-за относительно небольшой площади бухты есть ограничения по тоннажу судов.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Запасы газа на Адниканском месторождении в Хабаровском крае не подтвердились
Адниканское месторождение газа — единственное месторождение углеводородного сырья в Хабаровском…
Цена нефти Brent на бирже ICE опустилась ниже $66 впервые с 20 августа
По данным биржи на 15:53 мск, цена Brent снижалась на…
Энергопотребление в Приморье растет по 3% в год
Пик потребления мощности зафиксирован в 2023г - 2743 МВт.
На Нарвской ГЭС завершен капремонт ГА-1
Отремонтировали подшипники направляющего аппарата и облицовку камеры ключевого элемента гидротурбин…
За 9 лет Газпром нефтехим Салават переработал более 9 млн т нефти Царичанского месторождения
С 2017г компания нарастила долю сырья ПАО «Газпром» до уровня…
Бензин Аи-92 на бирже подорожал за неделю на 4,76%, дизель — на 4,16%
Стоимость бензина Аи-95 по итогам недели поднялась до 80,262 тыс…