ЭнергоНьюс

Новости энергетики

«Системе» не до СУГ

Отказ «Роснефти» от оспаривания в суде итогов приватизации железнодорожного оператора «СГ-транс» дорого обошелся его новому собственнику в лице АФК «Система». Как стало известно, по соглашению с «Роснефтью» «СГ-транс» отдаст почти половину парка — 6,8 тыс. цистерн — на десять лет в аренду дочерней структуре нефтекомпании. Самой «Роснефти» столько цистерн не нужно, так что она сможет выйти на рынок перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ), составив конкуренцию «СГ-трансу». Сам же оператор все больше выглядит как лизинговая, а не железнодорожная компания, пишет «Коммерсантъ».

Источники рассказали о деталях долгосрочного соглашения «Роснефти» и «СГ-транса», о котором было объявлено в конце 2012 года. Как выяснилось, подконтрольный нефтекомпании «РН-транс» взял в аренду на десять лет 6,8 тыс. цистерн «СГ-транса». По данным источников, ставка на первом этапе определена в размере 1070 руб. за цистерну в сутки, но, возможно, в течение десяти лет она будет периодически пересматриваться. Всего у «СГ-транса» 14,66 тыс. цистерн для сжиженных углеводородных газов — это почти половина аналогичного парка в России.

«РН-транс» хотел купить «СГ-транс» у государства, но правительство запретило участвовать в приватизации госкомпаниям и их дочерним структурам. Тендер прошел 27 сентября 2012 года; в нем участвовали АФК «Система», ООО «Рустранском», ЗАО «Спецэнерготранс» Зияда Манасира, ООО «Трансеврогаз» (входит в холдинг ISR Искандера Халилова). Максимальную цену 22,77 млрд руб. при стартовой 10,1 млрд руб. предложила «Система». «РН-транс» оспорил итоги торгов в арбитраже, заблокировав сделку через обеспечительные меры.

Однако в ноябре прошлого года судебное разбирательство закончилось отзывом иска, а стороны объявили, что, как только АФК «Система» купит «СГ-транс», будет заключено долгосрочное соглашение о перевозках СУГ «Роснефти».

Сделку «Система» закрыла в конце прошлого года, точную дату заключения контракта между «СГ-трансом» и «РН-трансом» источники не знают. В «Роснефти» не ответили на запрос. В АФК «Система» заявили, что «детали договора не разглашаются».

Выручка ЗАО «РН-транс» (бывший «ЮКОС-транссервис») в 2011 году составила 47,3 млрд руб., чистая прибыль — 919 млн руб. (данные СПАРК). В собственности компании лишь около 1 тыс. цистерн для нефтепродуктов, имеется также несколько тысяч единиц арендованного парка. Но оперирование не является основной ее деятельностью, она заказывает услуги у профильных игроков рынка («Трансойл», «Нефтетранссервис» и др.).

«СГ-транс» и раньше перевозил 98% СУГ «Роснефти». Но нефтекомпания лишь заказывала услугу транспортировки, а оперировал подвижным составом «СГ-транс» сам. Теперь же «РН-транс» станет полноценным участником рынка транспортировки СУГ и будет обслуживать материнскую компанию. Источники на рынке отмечают, что у «СГ-транса» доходность с цистерны может доходить до 1,5 тыс. руб. в сутки. «На таком фоне ставка для «Роснефти» выглядит низкой. Но надо учитывать, что это крупнейший клиент, который в любом случае попросил бы большую скидку. Так что цена аренды, видимо, компромиссная, устроившая обе стороны»,— говорит один из собеседников.

При этом все опрошенные участники рынка уверяют, что потребности «Роснефти» в цистернах для СУГ на сегодня гораздо меньше, чем полученный парк (по разным оценкам, компании нужно 3-4 тыс. цистерн). Получается, что «РН-транс» может стать не просто кэптивным оператором, но и работать в рынке, предлагая свои услуги другим производителям СУГ, говорит топ-менеджер одного из операторов. Но еще один источник, знакомый с ситуацией, полагает, что «РН-транс» будет забирать парк «СГ-транса» по мере роста необходимости, а 6,8 тыс. цистерн — максимальное количество, которое можно арендовать. «Столько парка законтрактовано с запасом — с учетом покупки ТНК-BP и в целом развития бизнеса нефтекомпании. На рынок «РН-транс» выходить не будет»,— настаивает собеседник.

Еще один участник рынка уточнил, что около 2 тыс. цистерн «СГ-транс» давно сдает в аренду НОВАТЭКу; по данным собеседника, договор действует до 2015 года. «Если «РН-транс» забирает еще 6,8 тыс. цистерн, «СГ-транс» становится отчасти лизинговой компанией»,— говорит источник. По информации главы компании «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, еще часть парка «СГ-транс» сдает в аренду в Казахстане. Получается, компания и правда становится лизинговой, полагает эксперт, подчеркивая, что на оперировании парком можно заработать больше, чем на аренде.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх