Новости энергетики 16+

Сланцевый двигатель прогресса

США всерьез задумались о выходе на мировой рынок сжиженного природного газа. Об этом свидетельствует тот факт, что первый завод по производству СПГ — Cheniere Energy (Хьюстон, Техас) получил государственное разрешение на строительство и экспорт. Еще одиннадцать на очереди, пишет РБК daily.

Преимущество США заключается в том, что пять-десять лет назад в стране было построено несколько предприятий по восстановлению газа. Тогда предполагалось, что США будут импортировать газ, но эти объекты так и не были введены в эксплуатацию. Сейчас ведется преобразование этих объектов в терминалы сжиженного газа и экспортные терминалы. Так что частично инфраструктура уже существует, что должно ускорить процесс строительства. Первый завод должен быть запущен уже в 2015 году.

В Канаде уже есть соответствующие условия для экспорта: завод в Китимате (Британская Колумбия, западное побережье Канады) получил разрешение на строительство объектов по производству СПГ. Дополнительно в Британской Колумбии осуществляется еще семь проектов, которые будут запущены в 2016—2017 годах. Сланцевый газ выходит на рынок.

Экспорт избытка СПГ и природного газа из США и Канады серьезно изменит ситуацию в мире. Ранее ведущую роль здесь играл экспорт СПГ с Ближнего Востока. Компания Cheniere изменит коммерческую модель, по которой сжиженный природный газ не относился к природному, а привязывался к стоимости сырой нефти на фьючерсных рынках. Поэтому когда колебалась цена сырой нефти, то же самое происходило и с СПГ. В то же время США предлагают самую низкую цену природного газа на рынке. Поэтому Cheniere меняет модель бизнеса, рассчитывая привязать цену СПГ к стоимости природного газа в США под названием Henry Hub, подобно Brent Crude. Это окажет значительное влияние на разрыв в ценах на сырую нефть и природный газ. То есть в краткосрочной перспективе мы можем увидеть снижение цены на СПГ в мире.

Сейчас появляются другие источники энергии, и с геополитической точки зрения Ближний Восток и Россия, а также другие добывающие страны будут иметь меньше возможностей диктовать цену. Думаю, уже сейчас чувствуется определенное давление. Появление нового энергоносителя, не привязанного к цене нефти, находящегося за пределами США, создающего совершенно новый рынок, может осложнить «Газпрому» получение привычной цены и контрактов.

Большое количество газа, доступное на рынке, может также начать оказывать влияние на цену нефти. Ранее это было невозможно, потому что вы не могли переместить природный газ оттуда, где он был недорогим, туда, где сырая нефть имела высокую цену. Но сейчас все изменилось. Означает ли это угрозу в долгосрочной перспективе для крупных поставщиков природного газа? Думается, что нет. В целом стоимость на энергоносители останется достаточно высокой, потому что будущую добычу будет сложнее обеспечить: труднее находить, дороже добывать. Вне зависимости от того, природный ли это газ или сырая нефть. Будущие поставки, которые потребуются нам для обеспечения 30% увеличения в спросе в следующие двадцать лет, станут дороже. Поэтому газ, который «Газпром» производит сегодня и продает в Европу и на другие рынки, будет увеличиваться в цене с течением времени. В будущем цены на нефть и газ приблизятся друг к другу, но по-прежнему будут расти.

Я знаю, что Россия рассматривает варианты экспорта СПГ. Это позволит превратить природный газ в денежный эквивалент и найти новые рынки. Думаю, если вы сможете вывести ваш СПГ на рынок, то сможете переместить его в любую точку мира. Зачем продавать Европе? Давайте продадим газ Японии по цене 20 долл. за 1 млн БТЕ (британская тепловая единица).

У России есть преимущества: она находится не так далеко от рынка и может начать разработку базы снабжения СПГ и искать новых заказчиков, готовых платить высокую цену. Это Вьетнам, Корея, Япония и Китай. Если бы я занимался нефтегазом в России, я бы рассматривал этот вариант, в частности заводы по производству СПГ. Мы обсудили цены в США. Достаточно невысокие — 3 долл. за 1 млн БТЕ на сегодняшний день. Не думаю, что себестоимость российского газа выше. Возьмите за основу невысокую себестоимость и ищите новые рынки.

В России также есть запасы сланца. Хотя я не уверен, нужен ли России сланцевый газ сейчас, когда есть много других неиспользованных возможностей. Хороший способ повышения прибыли — это производить дизель или другие, более дорогие виды топлива, вместо того чтобы просто сжигать газ или перегонять по трубопроводу всем, кто в нем нуждается. Развитие нефтехимической промышленности является важной составляющей обеспечения высокой доходности добывающих стран.

Еще один момент — это близость к рынкам Ближнего Востока и Ормузского пролива. Было много дискуссий на тему «арабской весны» и беспорядков, и мы понимаем, что в снабжении возможны перебои. Многие страны не могут и не станут принимать их. Им необходимы плановое снабжение и уверенность. С этой точки зрения Россия может оказаться в выгодном положении для заключения долгосрочных контрактов.

Ларри Ирвинг, вице-президент по нефтегазовой отрасли Emerson Process Management

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх