ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Госкомпании обещают ответить на отмену льгот ростом тарифов

Российские монополии одержали важную победу в споре об отмене льгот по налогу на имущество. Они убедили депутатов, что дополнительные затраты в несколько десятков миллиардов рублей лягут непосильным бременем на плечи конечных потребителей. Сами парламентарии боятся, что из-за непросчитанности реформы пострадают бюджеты регионов. В арбитры позвали аудиторов Счетной палаты — до их заключения спорный законопроект положили под сукно, — пишет «РБК Дэйли».

 

Вчера комитет по бюджету и налогам Госдумы отложил рассмотрение поправок правительства в Налоговый кодекс по отмене льгот по налогу на имущество для естественных монополий (налог зачисляется в бюджеты регионов). Согласно предложениям правительства, ставка налога будет повышаться постепенно: в 2013 году она не будет превышать 0,4%, далее каждый год будет повышаться на 0,3 п.п. и в итоге в 2018 году достигнет 1,9%.

 

По расчетам Минфина, от отмены льгот регионы получат дополнительные 35,7 млрд руб. уже в следующем году, к 2019 году с учетом роста стоимости основных средств поступления вырастут до 387 млрд руб. Основная доля дохода придется на Уральский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

 

Однако в компаниях, которых коснется законопроект, не готовы делиться прибылью с регионами. Отмена льгот «означает существенное увеличение тарифной нагрузки для конечного потребителя электрической энергии и необходимость серьезного пересмотра принятых тарифных решений», предупреждает в письме (есть в распоряжении издания) в профильный комитет Госдумы и.о. первого зампреда правления ФСК Оксана Шатохина. Отмена льготы приведет к приросту налога на имущество для компании на 2,2 млрд руб. в 2013 году (или в 2,5 раза по сравнению с величиной налога на имущество, учтенного в тарифных решениях) и 18,6 млрд руб. в 2019 году. В итоге инициатива грозит отвлечением «финансовых ресурсов от реализации инвестиционной программы» и «может негативно отразиться на надежности энергоснабжения потребителей».

 

По расчетам Минфина, отмена льгот увеличит налоговые платежи для «Транснефти» с 4,4 млрд руб. в 2013 году до 12,5 млрд в 2015 году, для МРСК — с 2,3 млрд до 7,5 млрд руб., для РЖД — с 17,2 млрд до 50,1 млрд руб. (см. таблицу на с. 2).

 

«Дорожно-транспортная инфраструктура, в частности РЖД, очень серьезно может пострадать с введением дополнительного налогового бремени в части своей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. И говорить тогда об инновационном развитии будет гораздо сложнее, чем сейчас в тех условиях, в которых эти компании работают», — считает сенатор Игорь Шубин. В итоге компании постараются переложить нагрузку на конечных потребителей, опасаются депутаты.

 

Тарифы в результате отмены льготы не вырастут катастрофически, уверял на заседании комитета зам­министра финансов Сергей Шаталов. Так, объяснил он, самый большой рост тарифов придется на транспортировку газа: с 1,5% в 2013 году до 8,2% в 2019 году. «Это совершенно не будет влиять на те цены, которые будут складываться на внутреннем рынке», — заверил он.

 

Одновременно правительство предлагает ввести льготу по налогу на имущество на новое оборудование. По приведенным расчетам, потери бюджетов вырастут с 24,8 млрд руб. в 2013 году до 173,6 млрд руб. в 2019 году. Почти треть этих потерь придется на Москву: она недособирет в бюджет от 7,6 млрд руб. в 2013?м до 53,4 млрд руб. в 2019 году.

 

Принять окончательное решение депутаты должны после того, как Счетная палата подготовит подробное заключение с точки зрения доходов региональной части и возможного влияния поправок на тарифы монополий. «Мнение Счетной палаты, которое мы неоднократно высказывали: конечно, федеральные льготы, устанавливаемые федеральным законодательством на региональном уровне, должны быть отменены», — согласился с правительством аудитор Игорь Васильев. Подробный отчет в Счетной палате пообещали предоставить в течение двух недель.

 

В Холдинге МРСК, ФСК и «Транснефти» не смогли оперативно ответить на запрос. Дозвониться до пресс-службы РЖД вчера вечером не удалось. Неделю назад в компании сообщали, что компенсация выпадающих доходов будет обсуждаться с государством.

 

Отмена льготы неизбежно приведет к росту регулируемых тарифов субъектов естественных монополий, что увеличит затраты бизнеса на производство и транспортировку товаров, разделяет опасения депутатов руководитель отдела налоговой практики фирмы Sameta Андрей Панфилов. «В конечном итоге налог на имущество с инфраструктурных объектов заплатят потребители», — уверен он. Дополнительное налоговое бремя также приведет «к усилению межтерриториального перекре­стного субсидирования в естественно-монопольных секторах, так как регионы с высокими ставками фактически будут субсидироваться за счет налогов с низкими ставками», — предупреждает эксперт Института проблем естественных моно­полий Александр Григорьев.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх