Новости энергетики 16+

Роснефть устроила сбой «Системы»

У главы «Роснефти» Игоря Сечина возник новый конфликт с правительством . Компания заблокировала приватизацию «СГ-Транса», к которой ее не допустили в силу подконтрольности государству. По иску «РН-Транса» суд в качестве обеспечительной меры остановил продажу «СГ-Транса» АФК «Система». Росимущество уже объявило, что будет в судебном процессе бороться против «Роснефти». Не собирается отказываться от итогов конкурса и Минэкономики, пишет «Коммерсантъ».

 

В пятницу стало известно, что ЗАО «РН-Транс» (дочерняя структура «Роснефти») 27 сентября, в день проведения приватизационных торгов по 100% акций ОАО «СГ-Транс», подало иск в Московский арбитраж с требованием признать незаконной продажу, а также ряд ее условий. В прошлый понедельник, 1 октября, суд ввел по иску обеспечительные меры, запретив организатору торгов «Ренессанс Брокеру» передавать протокол конкурентных переговоров (ключевой элемент торгов) в Минэкономики и Росимущество для завершения сделки. «РН-Транс» оспаривает несколько квалификационных требований, которые предъявлялись к претендентам на «СГ-Транс». В частности, это запрет на участие в торгах компаний с госучастием или аффилированных с ними структур.

 

В торгах по приватизации «СГ-Транса» участвовали АФК «Система», ООО «Рустранском», ЗАО «Спецэнерготранс» Зияда Манасира, ООО «Трансеврогаз» (входит в холдинг ISR Искандера Халилова). Максимальную цену в 22,77 млрд руб. при стартовой в 10,1 млрд руб. предложила «Система». Для закрытия сделки требуется решение правительства об отчуждении акции «СГ-Транса». Первый вице-премьер Игорь Шувалов как раз 1 октября сообщил премьеру Дмитрию Медведеву, что документы для оформления сделки уже ожидают его подписи.

 

В «Роснефти» иск подробно не комментируют. «»РН-Транс» обратился в суд, защищая законные права и интересы своих акционеров»,— заявили в компании.

 

Источник, близкий к нему, добавил, что «отказ в допуске к торгам аффилированных с госкомпаниями структур абсолютно нерыночный». «Мы акционерное общество, действуем в конкурентной среде наравне с частными компаниями, в чем-то даже эффективнее их»,— говорит собеседник, подчеркивая, что «РН-Транс» получил согласие Федеральной антимонопольной службы на покупку «СГ-Транса».

 

В «Ренессанс Брокере» «уважают право» «РН-Транса» поднимать вопрос «о правомерности участия компаний, контролируемых государством, в приватизации». «При отборе инвестора мы действовали в соответствии с агентским договором и поручениями РФ»,— добавили в компании, выразив надежду, что «ситуация должна проясниться в ближайшее время».

 

«СГ-Транс» — крупнейший игрок рынка перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге с долей 36,6%. У компании 14,66 тыс. цистерн для транспортировки СУГ (46% от общего вагонного парка такого типа в РФ). Компания контролирует также 14 газонаполнительных станций и 63 АГЗС. Выручка в 2011 году составила 8,52 млрд руб., чистая прибыль — 404 млн руб. «РН-Транс» управляет 12 тыс. вагонов, в основном это нефтеналивные цистерны (в собственности — 1,1 тыс.).

 

Правительство намерено в споре бороться против «Роснефти». В Росимуществе заявили, что иск «РН-Транса» «затрагивает интересы РФ», поэтому ведомство намерено «присоединиться к разбирательству на стороне ответчика». В секретариате Игоря Шувалова выразили уверенность, что процесс приватизации продолжится по плану. Источник в Минэкономики добавил, что «запрет госкомпаниям на участие в приватизации — принципиальная позиция правительства, иначе приватизация теряет смысл, если государство будет перекладывать активы из одного кармана в другой». В «Системе» лишь отметили, что «компания участвовала в конкурентных переговорах, выполнив все требования их организатора».

 

Интерес «Роснефти» к «СГ-Трансу» объясним. По итогам 2011 года на оператора приходилось 98% от объемов перевозок цистернами СУГ нефтекомпании. В то же время глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что у «Роснефти» нет внятной стратегии развития «РН-Транса». «Они в последние годы не покупали подвижной состав, наоборот, продали «Трансойлу» 6,2 тыс. цистерн»,— поясняет эксперт. Поэтому, подчеркивает он, непонятно, почему вдруг нефтекомпания захотела расширить операторский бизнес за счет покупки «СГ-Транса», тем более «при такой ценовой конкуренции, которая была на торгах».

 

Тем не менее вплоть до начала сентября «РН-Транс» считался одним из ключевых претендентов. Только в конце августа правительство направило «Ренессанс Брокеру» окончательные квалификационные требования, в которых и было условие «отсутствия аффилированности с государством». Партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Порфирьев отмечает, что законодательство запрещает участвовать в приватизации компаниям, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%. Но в «РН-Трансе» напрямую у государства доли нет. «О «дочках» или «внучках» госкомпаний в законе прямо не сказано»,— добавляет юрист. По его мнению, это и может стать аргументом «Роснефти» в суде.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх