Актуально
За 10 мес потери электроэнергии в сетях КБР снизили до 18,51%Открыт прием заявок на участие в XVI Всероссийском конкурсе «Лучшая энергосбытовая компания РФ»Минэнерго РФ прорабатывает меры для повышения устойчивости энергосбыта на Северном КавказеНа шахте «Осинниковская» введена в эксплуатацию самую глубокая лава в КузбассеРоссети Юг и Россети Кубань завершили объединениеИндия закупила 1-ю партию нефти у Гайаны
Правительство подготовило альтернативный «Роснефтегазу» сценарий слияния ФСК и «Холдинга МРСК». Он предполагает втрое меньшие затраты и вдвое меньшие сроки. Для минимизации издержек использовано заметное пересечение миноритариев двух компаний, которым предлагается обменять акции холдинга на бумаги допэмиссии ФСК. В случае реализации этой схемы государство сохранит прямой контроль над сетями и ХМРСК как юридическое лицо, пишет «Коммерсантъ».
До конца сентября состоится заседание правительственной комиссии по электроэнергетике, на которой будут представлены итоги анализа предложений по объединению Федеральной сетевой компании (ФСК) и «Холдинга МРСК» (ХМРСК). Профильным министерствам было поручено проанализировать риски, связанные с объединением, в первую очередь схему «Роснефтегаза», который предложил внести государственные акции ФСК и ХМРСК в свой уставный капитал с последующей передачей их новому ОАО «Национальная сетевая компания» (НСК). Изданию стали известны детали анализа, который Минэнерго и Минэкономики направили помощнику президента Эльвире Набиуллиной в конце августа.
Министерства рассмотрели и отвергли один из главных аргументов «Роснефтегаза» — необходимость докапитализации ФСК и ХМРСК для финансирования инвестпрограммы. По мнению чиновников, дефицита средств у компаний нет. Самые серьезные претензии к проекту «Роснефтегаза» касаются защиты интересов государства как акционера ФСК и ХМРСК. Сейчас они входят в список компаний, где представители государства голосуют по директивам правительства, что дает ему прямую возможность принимать ключевые решения. В варианте «Роснефтегаза» эти функции переходят к нему. По мнению Минэнерго, принимать вариант «Роснефтегаза» можно только в случае получения государством одной акции НСК и включения ее в список стратегических предприятий и перечень компаний, где правительство имеет право выдавать директивы, а также заключения акционерного соглашения с «Роснефтегазом» по вопросам управления.
Схема «Роснефтегаза», подчеркивают чиновники, требует внесения изменений в законы, отражающие основные идеи реформы электроэнергетики, что создает «серьезные имиджевые риски». Так, нужно отменить нормы о прямом государственном владении акциями компаний, управляющих единой энергосистемой, о запрете на совмещение функций управления распределительными и магистральными сетями, а также о запрете на совмещение видов деятельности («Роснефть», подконтрольная «Роснефтегазу», владеет объектами генерации).
В анализе впервые со стороны государства вообще ставится под сомнение необходимость юридического слияния ФСК и МРСК. В первую очередь связанные с этим риски относятся к миноритариям и кредиторам компаний.
Минэкономики привлекло к обсуждению финансовых инвесторов, выделивших риски, которые склоняют миноритариев к продаже акций. Среди них — отвлечение средств от инвестпрограмм на финансирование слияния в условиях сдерживания тарифов, различие в бизнес-моделях компаний, сигнал об отказе от ранее принятых стратегий развития ХМРСК, противоречия между компаниями по дележу «тарифного пирога» и контрактов с крупными потребителями и другие. Директор Prosperity Capital Management Александр Бранис (фонд владеет крупными пакетами дочерних МРСК, является миноритарием ФСК) поясняет, что инвесторы ФСК и ХМРСК принадлежат к разным группам. В ФСК вкладывали деньги как в не подлежащую приватизации компанию с ясной картиной ценообразования и доходности, тогда как инвесторы холдинга рассчитывали на приватизацию дочерних МРСК. Объединение их в одно юрлицо, как предлагает «Роснефтегаз», может повлечь сильную негативную реакцию миноритариев обеих групп и повысить вероятность предъявления акций к выкупу. По мнению господина Браниса, в объединении вообще нет никакой необходимости.
Другая ключевая опасность — риски предъявления кредиторской задолженности к досрочному погашению (у ФСК 170 млрд руб., ХМРСК сама не занимает, но у дочерних МРСК — 200 млрд руб.). На совещании в Минэкономики 7 августа этот риск оценивался в 300 млрд руб. Но сами кредиторы его оценили гораздо ниже, поскольку для банков важно сохранение госконтроля и монопольного положения ФСК и ХМРСК. Однако, отметили они, есть риск досрочного предъявления требований по облигациям ФСК (до 140 млрд руб.), поскольку до 70% бумаг принадлежат лицам, не относящимся к числу основных кредиторов, и их опасения совпадают с опасениями миноритариев.
В итоге Минэнерго, Минэкономики и Morgan Stanley разработали альтернативный сценарий слияния. Затраты на него на первых стадиях нулевые, а на последней — 37 млрд руб. (в схеме «Роснефтегаза» — 98 млрд руб.), при этом сроки исполнения — полтора года вместо трех, поскольку не нужно менять законы.
На первом этапе государство вносит акции ХМРСК в капитал ФСК в рамках допэмиссии под выделение средств федерального бюджета. По закону о бюджете, государство вносит в четвертом квартале и в 2013 году в капитал ХМРСК 13,25 млрд руб. плюс дополнительно 7,88 млрд руб. на сочинские объекты; ФСК должна в тот же период получить 6,21 млрд руб. По новой схеме, вместо денег она получит акции ХМРСК. На втором этапе миноритариям ФСК предлагается выкупить акции допэмиссии, расплатившись своими акциями ХМРСК. Миноритарии в компаниях во многом совпадают. Так, «Газпрому» принадлежит 3,65% акций ФСК и 9,17% акций ХМРСК, «Интер РАО» — 2,06% и 4,18% соответственно, «Норникелю» — 1,31% и 3,04%. Обмен должен уменьшить пул акций, предъявляемых к выкупу впоследствии. И третий этап — увеличение доли ФСК в ХМРСК до 100%, что и потребует, по оценкам Morgan Stanley, вложения указанной выше суммы. Принципиальное отличие от схемы «Роснефтегаза» состоит в сохранении ХМРСК как юридического лица и прямого контроля государства над ФСК.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
За 10 мес потери электроэнергии в сетях КБР снизили до 18,51%
Это ниже показателя аналогичного периода прошлого года на 0,83%.
Открыт прием заявок на участие в XVI Всероссийском конкурсе «Лучшая энергосбытовая компания РФ»
К участию приглашаются энергосбытовые организации, действующие на территории РФ.
Минэнерго РФ прорабатывает меры для повышения устойчивости энергосбыта на Северном Кавказе
На сегодня задолженность гарантирующих поставщиков СКФО (в том числе лишенных…
На шахте «Осинниковская» введена в эксплуатацию самую глубокая лава в Кузбассе
Горные работы ведутся на глубине 900 м.
Россети Юг и Россети Кубань завершили объединение
При присоединении осуществлена конвертация обыкновенных акций АО «Россети Кубань» в…
Индия закупила 1-ю партию нефти у Гайаны
В рамках диверсификации источников поставки энергоносителей.