Новости энергетики 16+

Лукойл только во II полугодии заработает от перехода на «Евро-5» около $500 млн

В 2011 году в правительстве поняли, что в подобные игры с нефтяниками играть бесконечно они не могут, поэтому было решено заключить с каждой нефтяной компанией специальное соглашение (со стороны правительства соглашение подписывают ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и Минэнерго), — пишет «Эксперт».

 

Комментирует представитель нефтяной компании «ЛУКойл», пожелавший остаться неназванным: «В соглашении есть два ключевых приложения. В первом прописаны конкретные установки и годы их запуска для каждого из НПЗ компании. Во втором — сроки реализации, объемы и класс топлива, который мы обязуемся выпустить на рынок по годам. Условия довольно жесткие, но выполнимые. По правде говоря, никаких санкций за невыполнение в них не предусмотрено. Надо сказать также, что благодаря подписанию этих соглашений мы получили от властей пряник в виде существенного снижения акцизов на бензин более высоких классов. Мы с 1 июля 2012 года производим и продаем только бензин 5-го класса, что для нас очень выгодно».

 

По подсчетам издания, тот же «ЛУКойл» заработает от перехода на производство и продажу моторных топлив класса «Евро-5» и снижения акцизов на него только во втором полугодии нынешнего года около 500 млн долларов. В годовом выражении это около 10% чистой прибыли компании. Как раз те деньги, на которые можно и должно дальше осуществлять модернизацию. Среди передовиков модернизации, помимо «ЛУКойла», значатся «Башнефть» и ТНК-ВР (ТНК-ВР, кстати, первая среди нефтяных компаний начала активную программу модернизации своих основных НПЗ с перспективой перехода на стандарты «Евро-5» — еще до введения правительством европейского техрегламента по моторных топливам).

 

Сейчас ФАС занимает жесткую позицию, логика которой примерно такова: «Никакого дальнейшего переноса сроков запрета на реализацию топлив класса «Евро-2″ больше не будет. А чтобы не было дефицита — решайте проблему другими путями: закупайте бензин в Белоруссии или договаривайтесь об увеличении переработки на модернизированных НПЗ ваших конкурентов в России».

 

Однако не все нефтяные компании захотели или смогли осуществить модернизацию вовремя. Среди основных лоббистов переноса сроков программ модернизации и введения запрета на реализацию бензинов класса «Евро-2» и ниже — «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Они до последнего времени (точнее, до середины 2011 года, когда ими были подписаны прямые соглашения с правительством) надеялись незаметно отсидеться в сторонке или на худой конец попытаться все вопросы решить кулуарно, с минимальными потерями.

 

«Сургутнефтегаз» исторически ориентирован на экспорт продуктов нефтепереработки. Имеющийся в его распоряжении Киришский НПЗ находится близко к границе и портам, а поэтому эффективнее других продает свою основную продукцию (мазут и дизтопливо) за рубеж. По этой причине ему не интересна глубокая модернизация (топливо класса «Евро-5» будет крайне сложно продать в Европе, там своего предостаточно). То же можно сказать и о некоторых заводах «Роснефти» — Туапсинском и Комсомольском. Еще два НПЗ «Роснефти» расположены в Сибири (Ачинский и Ангарский), где крайне ограничен рынок сбыта и где с трудом удается сбывать даже дешевый бензин низших классов.

 

Кроме того, как рассказывает Павел Строков, директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес», «у «Роснефти», как у крупнейшей российской нефтяной компании, специфичные задачи. Она стремится к сохранению лидерства и дальнейшему наращиванию влияния как в России, так и за ее пределами. Вспомните проекты в Арктике, желание купить половину ТНК-ВР, строительство НПЗ в Московской области плюс проект строительства НПЗ в Китае. На все это нужны большие деньги. Конечно, в этой ситуации модернизация своих НПЗ в России явно не входит в число приоритетных задач, понятно желание менеджеров компании максимально растянуть во времени инвестиции в модернизацию переработки, делая ставку на продвижение в других сферах бизнеса». Тем не менее известно, что «Роснефть» все же начала модернизацию по крайней мере двух из семи крупных НПЗ — в Туапсе и Комсомольске-на-Амуре. Видимо, оттягивать сроки до бесконечности не получается и у нее.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх