Свежее
Япония в 2024 финансовом году снизила импорт СПГ из РФ на 9,4%Оман создаст международный коридор для экспорта сжиженного зеленого водорода в ЕвропуБензин в РФ за неделю подорожал в среднем на 8 коп, дизель — на 5 копВ 2025г ДРСК установит 8 тыс ПЗУРоссети Новосибирск работают в режиме повышенной готовностиНа Смоленской ТЭЦ-2 введен в работу турбоагрегат мощностью 130 МВт
Во вторник, 7 февраля, вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэнерго и Роснефти подготовить проект создания государственной нефтегазосервисной компании на базе сервисных активов Роснефти и Роснефтегаза. Появление на нефтесервисном рынке крупного универсального государственного игрока изменит расстановку сил в отрасли, где сейчас есть лишь несколько крупных российских компаний.
Еще 10-12 лет назад конкурентный рынок нефтесервиса в России не существовал. Большую часть работ выполняли дочерние сервисные подразделения ВИНКов, а слишком сложные для них проекты отдавались крупным иностранным компаниям, таким как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes. Последние 5-6 лет нефтяные компании начали продавать свои нефтесервисные активы или выделять их в формально независимые компании. Например, крупнейшая российская независимая компания Eurasia Drilling Company — бывший сервисный актив Лукойла. ТНК-BP обменяла свои сервисные активы на 3,5% акций Weatherford, в марте 2011 года Газпром продал Бургаз за 4,05 млрд руб. структурам Аркадия Ротенберга, а Газпром нефть закончил распродажу сервисных активов совсем недавно — 23 января 2012 года.Основная причина выхода нефтяников из сервисных активов — неэффективность работы в рамках одной кТНК-BP обменяла свои сервисные активы на 3,5% акций Weatherford, в марте 2011 года Газпром продал Бургаз за 4,05 млрд руб. структурам Аркадия Ротенберга, а Газпром нефть закончил распродажу сервисных активов совсем недавно — 23 января 2012 года.
Основная причина выхода нефтяников из сервисных активов — неэффективность работы в рамках одной компании. Комплекс сервисных услуг включает множество различных направлений (разведка, бурение, производство и обслуживание оборудования, научно-исследовательские работы по увеличению нефтеотдачи и др.), поэтому ВИНКам приходится содержать десятки таких предприятий. Затраты на нефтесервис у компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков, в целом ниже — около $15 на тонну добытой нефти, а нефтяники, использующие собственные сервисные подразделения, тратят от $18 на тонну.
Поскольку большинство компаний распродавало сервисные активы поэтапно, не выделяя их в одну компанию, в отличие от Лукойла, одна из основных проблем российского нефтесервисного рынка на сегодняшний день — сильная фрагментированность: на рынке к 2011 году работают более 200 компаний. На рынке мало крупных российских независимых сервисных компаний, способных противостоять лидерам западного нефтесервисного рынка. Исключениями являются Eurasia Drilling Company и Интегра, но даже они по финансовой мощи и кадровым ресурсам не могут конкурировать с транснациональными корпорациями типа Schlumberger или Halliburton.
Создание государственной сервисной компании на базе активов Роснефти и Роснефтегаза — интересный шаг, но объединение компаний под давлением государства в конце концов приведет к монопольному рынку, что поставит под вопрос рентабельность многих проектов. Более логичной выглядит консолидация мелких компаний через поглощения их крупными игроками, пока на рынке не останется 8-10 корпораций, контролирующих 80-90% рынка. Последний пример такого роста продемонстрировала Интегра, которая с 2004 года совершила 20 сделок по слиянию и поглощению, объединив около 40 мелких и средних предприятий.
В результате Интегра стала самой диверсифицированной компанией на российском рынке. Интегра специализируется на бурении (и связанных с ним услугами — ремонт скважин, управление проектами и т.п.), технологических сервисах и геофизике (вторая компания в отрасли после Геотека). Тем не менее риск ухода Роснефти как крупного клиента велик для всех крупных российских независимых компаний. Выручка от заказов Роснефти 9% в 2011 году у Интегры (30% в 2009-м) и 26,2% у C.A.T. Oil. Даже традиционно зависимая от Лукойла EDC получает около 15% выручки от заказов Роснефти и 60% — от Лукойла.
Таким образом, не исключено, что появление государственной компании на базе Роснефти может ударить по российским нефтесервисным компаниям, даже если снижение доли иностранных компаний на рынке будет достигнуто.
По экспресс-оценке на основе P/E, Интегра наиболее сильно недооценена. С точки зрения перспектив развития отрасли все компании привлекательны для покупки. Скорее всего, выделение сервисных активов продолжится (отказывается от этого только Сургутнефтегаз), что даст дополнительные возможности для поглощений и увеличения заказов у крупных компаний.
Виталий Михальчук, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Япония в 2024 финансовом году снизила импорт СПГ из РФ на 9,4%
Однако в марте 2025 года Япония увеличила импорт СПГ из…
Оман создаст международный коридор для экспорта сжиженного зеленого водорода в Европу
К концу этого десятилетия Оман планирует производить 1 млн тонн…
Бензин в РФ за неделю подорожал в среднем на 8 коп, дизель — на 5 коп
До 59,55 руб за один литр и 71,09 руб соответственно.
В 2025г ДРСК установит 8 тыс ПЗУ
С 2025 по 2029 год в регионах присутствия компании планируется…
Россети Новосибирск работают в режиме повышенной готовности
Чтобы оперативно отреагировать на возможные нарушения в электросетях и не…
На Смоленской ТЭЦ-2 введен в работу турбоагрегат мощностью 130 МВт
В результате модернизации мощность турбоагрегата увеличилась со 110 до 130…