Минэнерго: Следовать рекомендациям «Стратегии-2020» рискованно
- 7 февраля, 2012
- 12:52
Следовать рекомендациям авторов «Стратегии-2020» вроде увеличения акцизов на моторное топливо минимум до 7-8 рублей на литр и отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты рискованно. Такова позиция Министерства энергетики на итоговый доклад авторов «Стратегии-2020». Согласны в ведомстве лишь с некоторыми предложениями доклада, — пишут «Известия».
Недавно министр энергетики Сергей Шматко направил в правительство оценку этого документа его ведомством. Как следует из письма министра, Минэнерго не согласно почти со всеми идеями «Стратегии-2020», которые касаются его сферы ответственности.
Так, в «Стратегии-2020» предлагается не брать с нефтяников денег (экспортных пошлин) за продажу за рубеж нефти и продуктов ее переработки — и одновременно разрешить свободный ввоз импортного топлива. Тогда из-за роста конкуренции цена на заправках почти не вырастет, зато качество бензина улучшится. Все будет наоборот, уверены в Минэнерго. После отмены экспортной пошлины вывозить топливо будет гораздо выгоднее и цены на него внутри страны неизбежно вырастут. А это несет «существенные социально-экономические риски», полагают в Министерстве энергетики. Ни в коем случае нельзя повышать, как предложено в «Стратегии-2020», акцизы на топливо к 2015 году до 7-8 рублей на литр и больше, полагают в ведомстве Сергея Шматко. Акцизы перекладываются на население, что при сохранении высокой цены на нефть грозит «вызвать отрицательную реакцию у отдельных категорий населения «.
Минэнерго готово поставить под сомнение даже желание «Газпрома» получить равнодоходные цены на свое топливо (одинаковую цену в Европе и России с учетом экспортных пошлин и транспортных расходов). Сейчас природный газ в США стоит в разы меньше, чем продаваемый «Газпромом» в Европе, поэтому в «Стратегии-2020» требуется обосновать необходимость установления равнодоходных цен для российских потребителей, полагают чиновники.
Не согласны в министерстве и с предложением создать отдельное Агентство энергетического развития, которое будет отвечать за развитие всей отрасли — это приведет к путанице. Также не нужно давать льготы акционерам «Холдинга «МРСК» в случае продажи госпакетов в его региональных «дочках» — это может привести к потере контроля над ними.
Увидели чиновники-критики в тексте «Стратегии-2020» и противоречия. Например, в одном месте документа для снижения цен на заправках в периоды подорожания нефти предлагается акцизы на топливо уменьшать, а в другом — повышать, а средства пускать на ремонт дорог.
Кстати, говорит источник в Минэнерго, в ведомстве согласны привязать топливные акцизы к цене нефти. Считать их предлагается по специальной формуле, которая будет учитывать цену нефти, величину экспортных пошлин и курс рубля.
Полностью в Минэнерго согласны со «Стратегией-2020» лишь в одном — налогообложение нефтяной отрасли надо менять в сторону дальнейшей дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введения нового налога на дополнительный доход (НДД). Иначе разрабатывать месторождения на шельфе и многие новые на суше сейчас нерентабельно из-за большой капиталоемкости. В итоге и бюджет от них ничего не получает.
— Минэнерго действительно представило свои замечания к «Стратегии-2020». Они касаются стимулирования развития наших профильных отраслей, — заявил официальный представитель ведомства.
Трудно не согласиться с утверждением Минэнерго о том, что не нужно создавать в отрасли «вторую голову» в лице Агентства энергетического развития, говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. В остальном, по его мнению, и «Стратегии-2020» и министерству не хватает ясного понимания цели.
— Все зависит от того, к чему мы стремимся. Сейчас топливо у нас стоит примерно столько же, сколько в США. Дешевле оно стоит только в странах, где его субсидируют, — считает Владимир Фейгин. — В Европе же бензин на заправках гораздо дороже. Зато там за счет высокой цены финансируют социальные задачи. Но если мы будем стремиться к ценам на топливо на уровне 1,5[евро] (около 60 рублей) за литр — это будет трудно объяснить людям.
То же самое касается и цен на газ. С одной стороны, ни одна страна — экспортер газа равнодоходную цену не использует, чтобы стимулировать развитие своей перерабатывающей промышленности, подчеркивает Владимир Фейгин. С другой — более высокая цена на газ внутри страны позволит оставить деньги на развитие газовикам и наращивать его добычу и экспорт.
Мы в телеграм:
В РФ заработала 1-я СЭС с системой слежения за Солнцем
Такое решение позволит станции мощностью 9,2 МВт увеличить выработку электроэнергии…
Минэнерго РФ обсуждает с рядом компаний возможность отказа от модернизации ТЭС со штрафом
Суммарная установленная мощность проектов по модернизации ТЭС, от реализации которых…
ФАС намерена изменить механизм дифференциации тарифов на электроэнергию для населения
Предполагается существенное изменение текущего формата и ограничение электропотребления в рамках…
ФАС и Минэнерго предложили с 1 марта 2025г установить норматив продаж нефтехимии на бирже
ФАС и Минэнерго предлагают продавать на биржевых торгах ортоксилол, толуол,…
В 2025г Газпром начнет строительство газопровода с повышенным давлением
С рабочим давлением 14,7 МПа.
На площадке сооружения ЭБ-7 ЛАЭС завершен 1-й этап бетонирования фундамента под здание управления
В общей сложности предстоит обустроить фундамент площадью порядка 2570 кв…