Новости энергетики 16+

Собственников НПЗ принуждают к модернизации жесткими санкциями

В случае срыва программ по модернизации нефте­перерабатывающих заводов правительство намерено применять санкции к их владельцам. Как стало известно, компаниям, отстающим в переходе на Евро?3 и выше, Роснедра могут отказать в выдаче лицензий на месторождения, а Федеральная таможенная служба — лишить права отсрочки по уплате платежей и других поблажек, пишет РБК daily.

В июле между 12 нефтяными компаниями и ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом было подписано соглашение, согласно которому производители топлива взяли на себя обязательства постепенно (до 2015 года) перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов. Какие-либо санкции в соглашении не прописаны, но государ­ство пообещало следить за выполнением программ.

На недавнем заседании правитель­ственной комиссии по ТЭК, которую возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, был выработан ряд мер, которые будут применяться к нарушителям. В частности, Роснедра при организации аукционов (конкурсов) теперь станут учитывать информацию о ходе модернизации НПЗ компаниями. То есть претендентам фактически могут отказать в праве бороться за тот или иной участок.

Кроме того, решено, что Федеральная таможенная служба будет применять законодательство о таможенно-тарифном регулировании в полном объеме (то есть осуществлять детальную проверку полноты и своевременности уплаты сборов и платежей без предоставления каких-либо отсрочек) к компаниям, «заводы которых не имеют мощностей вторичных процессов переработки сырья, и (или) не проводящим работы по модернизации». Ранее ФАС не исключала, что против таких владельцев НПЗ будут возбуждаться административные дела с наложением штрафов, а также возможно изъятие необоснованно полученного дохода.

То, что в нефтеперерабатывающей отрасли есть серьезные проблемы, стало очевидно после того, как в ряде регионов возник дефицит нефтепродуктов. С 2011 года к обороту на внутреннем рынке запрещался бензин стандарта Евро-2, однако некоторые компании попросту не успели перевести свои заводы на производство более экологичного вида топлива. Премьер-министр Владимир Путин на совещании в Киришах в начале июля раскритиковал нефтедобывающие компании за то, что они больше тратят на дивиденды, чем вкладывают в модернизацию. По оценкам экспертов, наилучший показатель по глубине переработки сейчас у «Башнефти» — 86%, среди отстающих — «Роснефть» (62%) и «Сургутнефтегаз» (43%).

Для решения проблемы государство юридически обязало компании модернизировать свои НПЗ, заключив с ними соглашение. Представитель Alliance Oil (компании принадлежит Хабаровский НПЗ) говорит, что в планах компании после подписания соглашения ничего не поменялось. В настоящее время идет второй этап реконструкции завода (инвестиции 1,3 млрд долл.), который должен завершиться в начале-середине 2013 года.

В пресс-службе «Газпром нефти» сообщили, что общий объем инвестиций в программу модернизации НПЗ до 2018 года составит чуть менее 350 млрд руб. К 2015 году компания планирует выйти на производ­ство топлива экологического класса 5, а в период до 2020 года — увеличить глубину переработки до 90—95% и выход светлых продуктов до 77%.

В ТНК-ВР обещают, что по завершении программы повышения качества нефтепродуктов в 2012—2014 годах весь объем моторного топлива для реализации на внутреннем рынке будет отвечать требованиям Евро-4 и Евро-5. При этом глубина переработки на Рязанском НПЗ вырастет на 9%, а на Саратовском заводе — на 10%. Общая сумма инвестиций в модернизацию — 2,5 млрд долл.

ЛУКОЙЛ раньше всех компаний перешел на производство топлива Евро-3 и выше и опережает техрегламент, говорит его представитель. Компания выступает против возвращения на рынок Евро-2 и надеется получить компенсацию капзатрат на модернизацию, например, за счет снижения акцизов на Евро-4 и Евро-5 и повышения акцизов на Евро-2 (такой вариант сейчас обсуждается в правительстве), добавляет он. С представителем «Роснефти» связаться не удалось.

Срыв сроков программ по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков объясняет неверными экономиче­скими стимулами, которые были изначально поставлены перед отраслью. «Государство установило низкую пошлину на мазут, полагая, что это даст компаниям дополнительные средства, которые пойдут на модернизацию НПЗ. Но они были потрачены в основном на другие цели. К тому же если капиталисту один товар более выгодно производить, чем другой, он это и будет делать, тем более при отсутствии жесткого регулирования. В любой компании есть менеджеры, которые получают бонусы за эффективно проданный товар, что они успешно и делали все это время», — говорит он.

По мнению эксперта, помимо дей­ствий со стороны Роснедр, ФТС и других органов дальнейшие стимулирующие меры государства, например, упрощение бюрократической процедуры выдачи разрешений на установку оборудования на НПЗ или дифференциация акцизов в зависимости от качества топлива помогут выполнить программу по модернизации.

Эксперт ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров сомневается, что глубина переработки с нынешних 70—72% превысит 80% к 2015 году. «Нас ожидает поступательное движение вперед в части модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, но не полный успех», — заключает он.

Галина Старинская

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх