Новости энергетики 16+

Росатом выделяет зарубежные проекты

«Росатом» создает компанию «Росатом Оверсиз» для сооружения АЭС за рубежом. Она должна заняться проектами типа build-own-operate (BOO), при которых госкорпорация не только строит станцию, но также привлекает инвестиции и получает АЭС в собственность. Сейчас единственным BOO-проектом «Росатома» остается АЭС «Аккую» в Турции, но госкорпорация хочет строить по этой схеме и другие станции. При этом роль «Атомстройэкспорта», строящего сейчас все отечественные АЭС за рубежом, снизится до обычного генподрядчика, пишет «Коммерсантъ».

Как рассказал заместитель гендиректора «Росатома» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров, уже в июне будет зарегистрирована новая компания «Росатом Оверсиз» для реализации проектов госкорпорации за рубежом. По словам топ-менеджера, эта структура сможет выступать в роли заказчика, инвестора и собственника в проектах строительства АЭС, реализуемых по схеме build-own-operate, когда «Росатом» не только строит станцию, но и привлекает финансирование и становится ее оператором. Кто возглавит «Росатом Оверсиз», господин Комаров не уточнил.

Появление «Росатом Оверсиз» должно привести к изменению сферы влияния ЗАО «Атомстройэкспорт» (АСЭ) — структуры «Росатома», которая сейчас является генподрядчиком на всех проектах госкорпорации по строительству АЭС за рубежом, а также участвует в переговорах по новым проектам. Как пояснил источник в госкорпорации, АСЭ в любом случае останется генподрядчиком как по зарубежным EPC-контрактам, так и по BOO-проектам, но в схеме BOO будет играть лишь роль инжиниринговой компании. В зарубежных проектах «Росатома» участвуют и другие его структуры. Например, контракты на поставку ядерного топлива для энергоблоков российского дизайна заключаются с производителем — ОАО ТВЭЛ. Будет ли «Росатом Оверсиз» выступать посредником и в этих контрактах, собеседники в госкорпорации не поясняют.

BOO пока является относительно редкой схемой при сооружении АЭС. Как правило, компании, владеющие атомными технологиями, выступают в роли проектанта и генподрядчика (EPC-контрактора). Инвестиции предоставляет страна, где строится станция, либо энергокомпания, которая затем и получает энергоблоки в собственность. Инжиниринговые компании также могут использовать поддержку государства в виде прямых экспортных кредитов либо займов госбанков (подобную поддержку получила, например, корейская KEPCO, строящая четыре атомных энергоблока в ОАЭ). «Росатом» работает на подобных условиях почти по всем своим заказам, в частности, в Индии, Китае и Иране.

Первым BOO-проектом «Росатома» стало сооружение первой турецкой АЭС «Аккую» стоимостью около $20 млрд (четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1000 общей мощностью до 4,8 ГВт). Турецкая госкомпания Tefas гарантировала лишь закупку части электроэнергии (до 70%), что обеспечит окупаемость станции. АЭС останется в собственности консорциума, привлекающего инвестиции и строящего станцию. Сейчас участниками проектной компании являются российские структуры («Интер РАО ЕЭС», а также входящие в состав «Росатома» «Атомстройэкспорт», «Росэнергоатом» и ряд других).

Сходную схему «Росатом» предлагал и для буксующего проекта болгарской АЭС «Белене», из которого в 2009 году вышел основной инвестор — немецкая RWE. Россия была готова выдать Софии кредит на строительство АЭС, но болгарская сторона от этого отказалась. После этого, в феврале 2010 года, глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил, что Россия готова самостоятельно профинансировать проект, вложив в 2010-11 годах около €1,9 млрд. Источник, близкий к переговорам, пояснил, что на случай, если внешнего инвестора найти не удастся, Болгарии был предложен и вариант продолжения финансирования. Тогда Россия могла бы получить станцию почти в полную собственность, став владельцем до 80% акций «Белене», хотя София сохраняла бы опцион на выкуп контрольного пакета. Но Болгария решила сохранить существующую схему (51% акций АЭС остается у государственной Национальной электрической компании).

В строительстве АЭС схема BOO используется сравнительно редко, но она распространена в сооружении ТЭС, отмечает глава группы «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко. BOO выгодна для инвестора, поскольку снижает его риски, добавляет он. При этом такие компании, как «Росатом Оверсиз», часто регистрируются в странах с более благоприятным налоговым климатом, уточняет эксперт. Это, по его мнению, позволяет экономить на трансакционных издержках, решать проблемы, связанные с бюрократическими процедурами, а также упрощает привлечение менеджеров с международным опытом для управления проектами.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх