Новости энергетики 16+

Государство придержит рост тарифов на тепло

Правительство решило не провоцировать рост тарифов в предвыборный год. Срок введения RAB-регулирования в теплосетевом комплексе вместо планировавшегося ранее 1 января 2012 года может быть перенесен на начало 2013 года. Как сообщили источники в отрасли, эффективный возврат инвестиций потребует увеличения тарифов для энергокомпаний в четыре-пять раз, что неизбежно повлечет рост цен для конечных потребителей, пишет РБК daily.

На сегодняшний день, по данным экспертов, износ теплосетевого хозяйства в России превышает 70%. Объем инвестиций, необходимых для модернизации, оценивается триллионами рублей. В правительстве возлагают надежды на RAB-регулирование, которое позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиции.

Как рассказал топ-менеджер одной из крупных энергокомпаний, осуществляющих пилотный RAB-проект в сфере теплоснабжения, текущие параметры регулирования не предусматривают возврата инвестиций на необходимом уровне. «Мы можем с таким же успехом просто привлекать заемные средства», — посетовал источник. По его словам, особенности местного законодательства приводят к тому, что только десятая часть инвестпрограммы тратится непосредственно на обновление сетей, остальное же уходит на «сопутствующие траты». Поэтому для эффективного обновления сетевого хозяйства тариф в рамках «теплового» RAB-регулирования должен быть увеличен в четыре-пять раз, полагает собеседник.

В электросетевом хозяйстве RAB-регулирование действует еще с 2010 года. Использование такой схемы привело к росту тарифа более чем на 30%. Если полноценно вводить RAB по аналогии с электрическими сетями, рост тарифов в тепле, как полагает аналитик «Ренессанс Капитал» Владимир Скляр, также составит не менее 20—25% ежегодно.

В правительстве, по всей видимости, решили не нервировать электорат чрезмерным ростом стоимости отопления и горячей воды в преддверии президентских выборов. В проекте постановления правительства «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» указано, что RAB-регулирование может быть введено при соблюдении определенных условий с 1 января 2013 года. До этого будет действовать метод экономически обоснованных расходов.

Более того, как полагают эксперты, и после 2013 года повышение цен на тепло для населения окажется не столь существенным. Государство по аналогии с электросетевыми тарифами может использовать механизм «сглаживания». Как предположил аналитик UniCredit Securities Дмитрий Коновалов, рост цен на тепло для потребителей не будет выше уровня инфляции. Эксперт заметил, что для снижения темпа роста тарифов возможно введение долгосрочного RAB — например, на семь лет.

Прежде чем вводить RAB в тепле, надо еще раз подумать, сработает ли эта система в условиях российского финансового рынка полноценно, как задумывалось, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Может быть, стоит более разумно расходовать те средства, что и так выделяются ежегодно. Горизонт планирования небольшой, зато есть контроль за издержками», — считает эксперт. По мнению г-на Пикина, теплогенерирующие компании могут не получить необходимых им инвестиций и кредитов, поскольку они намного меньше, чем сетевые.

С 2011 года пилотные проекты по RAB-регулированию теплосетей были запущены в Орловской области («Квадра»), Волгоградской области (ТГК-6), Свердловской области и Пермском крае (ТГК-9). В «Квадре» рассказали, что довольны тарифообразованием по методу RAB. «Этот метод позволил привлечь инвестиции в сетевой комплекс, что необходимо при уровне изношенности теплосетей», — сказала представитель «Квадры» Эльмира Бобрякова. В «КЭС-Холдинге» и «Фортуме» не смогли прокомментировать ситуацию.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх