Актуально
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030ггИнтер РАО — Машиностроение подписало соглашение о сотрудничестве с БелэнергоКиргизия попросила Газпром увеличить финансирование работ по газификации республикиГазпром за 20 лет поставил на баланс 11,7 трлн куб м газа
Российские власти в ближайшем времени могут вновь столкнуться с необходимостью повышения экспортной пошлины на бензин — внутренние цены в стране в разы ниже, чем в большинстве европейских стран, а майское увеличение пошлин недостаточно для выравнивания доходности поставок на внутренний и внешний рынки, свидетельствуют материалы «РИА-Аналитики».
В связи с наблюдающимися в последнее время перебоями в поставках бензина в ряд российских регионов, власти приняли решение повысить экспортные пошлины на бензин с 1 мая до уровня 90% от ставки пошлины на нефть. Соответственно, в мае пошлина находится на уровне 408,3 доллара за тонну.
«Наблюдавшегося в апреле-мае роста цен недостаточно для выравнивания внутренних цен и цен производителей. Причем его недостаточно даже с учетов повышения пошлин с 1 мая 2011 года. Для устранения дисбаланса в целях решения проблем с дефицитом или в ближайшее время цены на бензин должны увеличиться в пределах как минимум 5-10 рублей за литр, или нужно будет еще раз повысить экспортные пошлины», — полагают эксперты «РИА-Аналитики».
В РОССИИ ДЕШЕВЛЕ
Эксперты «РИА-Аналитики» провели исследование и подготовили рейтинг стран по уровню цен на бензин с октановым числом 95 по состоянию на март 2011 года — до начала кризисной ситуации с бензином в РФ. Согласно исследованию, самый дорогой бензин в марте продавался в Норвегии — 70,9 рубля за литр. На втором месте Греция (66,4 рубля), далее следуют Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин в Казахстане — 20 рублей за литр. Россия занимает второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр), на третьем месте с конца рейтинга Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля) и Болгария (46,3 рубля).
Специалисты увязывают ценообразование на бензин, в частности, с налоговой политикой стран. Так, в «хвосте» рейтинга оказались страны, добывающие нефть и/или жестко регулирующие цену на бензин, а также страны с относительно невысокими налогами, например Болгария. Высокое налоговое бремя определяет, в свою очередь, лидерство в рейтинге Норвегии, Дании и Греции, пытающейся за счет налогов в том числе, на бензин, залатать дыры в бюджете.
«Итак, первый вывод, который можно сделать из результатов рейтинга — в России очень дешевый бензин — в разы дешевле, чем у большинства европейских стран. И даже апрельский рост цен абсолютно не изменяет этого тезиса, тем более что цены растут и в других странах Европы», — указывают эксперты.
Мифом аналитики называют утверждение, что в стране, добывающей нефть, бензин должен быть дешевым. Второй миф — в России слишком низкие доходы, чтобы бензин стоил дорого. Как бы то ни было, регулирование бензиновых цен в стране оправдано, считают специалисты.
«Нужно признаться — невысокий уровень жизни, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и наличие собственных запасов нефти действительно делают регулирование цен на нефть оправданным. Россия пока не может себе позволить отказаться от «нерыночных» цен на бензин, благо она может себе позволить их наличие», — говорят аналитики.
ПОШЛИНА — ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Аналитики отмечают, что дефицит бензина на внутреннем рынке РФ в настоящее время «логичен» на фоне низких цен на него в стране и высоких мировых цен на нефть.
«Если абстрагироваться от уровня жизни и доходов — понятий скорее социальных, чем экономических, то можно сделать вывод — россиянам достается очень дешевое топливо. И это — на фоне астрономических мировых цен на нефть. В данной связи дефицит бензина в стране представляется совершенно логичным даже на обывательском уровне», — говорят специалисты.
В условиях «дешевого» внутреннего рынка производителям выгоднее экспортировать топливо, и в таком случае повышение экспортных пошлин на бензин является оправданной мерой, полагают эксперты.
«Если мы хотим избежать выравнивания цен до, например, средних в Европе (53,5 рубля за литр бензина в марте) то экономический выход только один — рост пошлин (или, как крайняя мера, эмбарго на экспорт бензина, как это сделали в Казахстане). И этот выход абсолютно оправдан, причем даже нынешнего повышения пошлин с 1 мая 2011 года недостаточно», — считают эксперты.
По оценкам специалистов «РИА-Аналитики», майское повышение экспортных пошлин на бензин приведет к потерям экспортеров примерно на 10 рублей с литра экспортируемого топлива, что могло бы быть скомпенсировано эквивалентной внутрироссийской ценой на уровне 36-37 рублей за литр. Однако даже при таких ценах российский бензин оставался бы очень дешевым по сравнению со странами Европы, отмечают эксперты.
Аналитики считают, что в текущих рыночных условиях повышение внутренних цен на бензин неизбежно.
«Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что рост цен на отечественное топливо является неизбежной экономической реалией — мы слишком оторвались от соседей по Европе», — указывают специалисты. Сохранять подобное состояние в условиях рыночной экономики очень тяжело, и пошлины остаются главным рыночным методом для этого, заключают специалисты.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…
Интер РАО — Машиностроение подписало соглашение о сотрудничестве с Белэнерго
Стороны договорились о проработке вариантов участия «ИнтерМаш» в долгосрочном сервисном…
Киргизия попросила Газпром увеличить финансирование работ по газификации республики
«Газпром» планирует увеличить уровень газификации Киргизии с текущих 42% до…
Газпром за 20 лет поставил на баланс 11,7 трлн куб м газа
Заявил глава холдинга Алексей Миллер.