Новости энергетики 16+

Расширение трубы неизбежно

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) вчера поставили подписи под бюджетом расширения мощности трубы. Первоначальная стоимость нефтепровода увеличена на 15%. Проект, о котором не могли договориться несколько лет, будет стоить теперь 5,4 млрд долл., а гарантией заполнения станет принцип «качай или плати», пишет РБК daily.

На расширение существующей системы КТК с 32 млн до 67 млн т будет потрачено 5,4 млрд долл. (еще летом стоимость проекта оценивалась в 4,6 млрд долл.). Соответствующее инвестиционное решение подписали вчера акционеры КТК. Процесс расширения планируется завершить в 2014 году. По ранее утвержденному плану ввод мощностей будет происходить поэтапно: в 2012 году — до 35 млн т, в 2013-м — до 48 млн т, в 2014-м — до 67 млн т.

Как сообщил генеральный директор КТК Николай Платонов, планируется, что расширение КТК позволит увеличить выручку консорциума с 1,2 до 2,5 млрд долл., передает ИТАР-ТАСС. При этом акционеры должны до начала расширения подписать специальное соглашение «качай или плати», согласно которому добывающие компании-акционеры берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопроводов. В случае недопоставок нефти в систему в оговоренных объемах добывающая компания обязана выплатить КТК сумму в размере неполученной консорциумом выручки. В настоящее время не все акционеры подписали соглашение по принципу «качай или плати», однако, по словам г-на Платонова, все участники согласились с этим принципом.

ЛУКОЙЛ гарантирует прокачку нефти по КТК в полном объеме (6 млн т), говорит представитель компании. «Всю квоту (10 млн т) компания намерена выбирать в ближайшем будущем по мере подключения месторождений Северного Каспия к трубе, в том числе за счет месторождения им. Филановского на шельфе Каспийского моря», — сказал он. В «Роснефти» не смогли уточнить, готова ли компания выбирать квоту.

На последних стадиях расширения проекта КТК может привлечь небольшое банковское финансирование, сказала вчера пресс-секретарь компании Chevron Ирина Рыбальченко. Ранее руководство КТК называло сумму заимствования 1 млрд долл. Сейчас долг КТК перед акционерами оценивается в 5 млрд долл. Возвращать его компания собирается после того, как КТК выйдет на окупаемость после расширения. Планируется, что это произойдет в 2018—2019 годах, сказал Николай Платонов.

Говоря о тарифе на транспортировку нефти, гендиректор КТК отметил, что он не изменился и составляет 38 долл. за тонну. Однако юридически такая возможность имеется, добавил он. По словам г-на Платонова, компания рассчитывает на тарифную выручку по итогам года примерно на уровне прошлого года, когда она составила 1,1 млрд долл.

Каспийский трубопроводный консорциум — международный проект, созданный для транспортировки нефти с месторождений Западного Казахстана, а также нефти, поступающей в систему на территории России, до Морского терминала под Новороссийском. Акционеры КТК — правительство России, Казахстана, а также крупнейшие мировые добывающие компании (Chevron, Shell, ExxonMobil, Eni, «Роснефть», ЛУКОЙЛ и др.). 31-процентным пакетом акций России в КТК управляет «Транснефть». Перевалка с начала эксплуатации в 2001 году составила более 225 млн т.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх