Новости энергетики 16+

Стоимость продажи зарубежных активов Лукойла может составить до $9 млрд

«Лукойл», вероятно, полностью выйдет из своих зарубежных активов в недружественных странах, а в нейтральных странах может сохранить миноритарную долю в проектах. При этом стоимость продажи активов в США и ЕС без учета дисконта может составить $4,5-5 млрд, а в нейтральных и дружественных странах — около $4 млрд, заявил ТАСС партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.

Чтобы оценить стоимость активов, сначала надо определить контур сделки, какие конкретно активы в нее войдут — будет ли это продажа всей зарубежной части, снижение долей до миноритарных или частично полный выход, частично снижение участия, отметил эксперт.

«Реалистичным кажется последний вариант: скорее всего, активы в недружественных странах будут проданы полностью, а в нейтральных — миноритарная доля сохранится. При этом на цене отразятся и сроки сделки — скорее всего, срока лицензии OFAC не хватит на продажу и, по сути, регулятор войдет третьей стороной в сделку (сможет оказывать влияние на выбор покупателя и цену). В таком сценарии стоимость активов (доли в НПЗ в ЕС, сети АЗС в ЕС и США, прочие операции в ЕС) при полном выходе составит $4,5-5 млрд, но с учетом дисконта может опуститься более чем в 2 раза, до $2 млрд. С точки зрения активов в нейтральных и дружественных странах (Ирак, Азербайджан, ОАЭ, Казахстан) — стоимость долей „Лукойла“ можно оценить в $4 млрд (при срочной продаже около $1-2 млрд), но компания вряд ли полностью выйдет из данных проектов», — сказал он.

Главный редактор портала «ИнфоТЭК» Александр Фролов в свою очередь отметил, что оценить стоимость сейчас не представляется возможным, так как этот вопрос, скорее всего, будет основным на переговорах. «Реализация активов ведется в крайне неблагоприятных для продавца условиях: вполне вероятно, что потенциальные покупатели будут добиваться максимально возможных скидок, указывая на возникшие санкционные риски. Притом на данный момент часть активов „Лукойла“ в недружественных странах формально не подпадает под санкции (доля российской компании ниже 50%), но этот факт потенциального покупателя не смутит», — отметил он.

Касаткин полагает, что в западных юрисдикциях покупатель, скорее всего, будет навязан правительством той или иной страны либо OFAC, «Из-за низких цен на нефть и нестабильности в экономике ЕС местный индустриальный покупатель (кто будет готов войти в сделку быстро), скорее всего, не найдется. Также возможно участие суверенных фондов ближневосточных стран или компаний из СНГ с развитым бизнесом в ЕС (таких как SOCAR) — такой сценарий наиболее благоприятный для „Лукойла“, — сказал он.

Фролов же добавил, что теоретически покупателями могли бы выступить партнеры «Лукойла», но здесь могут возникнуть проблемы антимонопольного характера. «Также интерес к перерабатывающим и сбытовым сетям „Лукойла“ могут проявить центральноевропейские игроки OMV и MOL за счет совпадающего региона деятельности. Возможен интерес со стороны Eni и активно расширявшейся последние годы польской Orlen», — считает он.

Ранее Министерство финансов США включило в новый пакет американских санкций «Лукойл», а также его дочерние структуры. В середине октября Великобритания также включила «Лукойл» в санкционный список. При этом рестрикции США не распространяются на транзакции с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) и компанией «Тенгизшевройл», а британские — дополнительно на месторождения «Карачаганак» в Казахстане и «Шах-Дениз» в Каспийском море. После этого «Лукойл» сообщил, что в связи с введением ограничительных мер в отношении компании и ее «дочек», намерен продать свои международные активы. Начато рассмотрение заявок от потенциальных покупателей.

«Лукойл» реализует большое количество зарубежных проектов. Компании через трейдинговую «дочку» Litasco принадлежат два НПЗ в Европе (Petrotel Lukoil в Румынии и «Лукойл нефтохим Бургас» в Болгарии), а также доля в 45% в НПЗ Zeeland в Нидерландах. Также на конец 2024 года «Лукойл» располагал обширной сетью АЗС в 20 странах мира, из которых 2,456 тыс. находились за рубежом (в том числе в США и Европе).

Кроме того, «Лукойл» принимает участие в разработке месторождений «Шах-Дениз» в Азербайджане (доля 19,99%), «Карачаганак» и «Тенгиз» в Казахстане (13,5% и 5% соответственно), «Канлым — Хаузак-Шады» и «Гиссар» в Узбекистане, является одним из крупнейших акционеров КТК. На Ближнем Востоке компания разрабатывает месторождения «Западная Курна — 2» и «Эриду» в Ираке, владеет 10% в нефтегазовом проекте Ghasha в Абу-Даби.

В Африке «Лукойл» принимает участие в проектах в Египте (West Esh El-Mallaha, WEEM Extension и Мелея), Камеруне (участок Этинде), Нигерии (блок OML-140), Гане (блок Deepwater Tano Cape Three Points), Республике Конго (проект Marine XII). Помимо этого, российская компания присутствует на месторождениях Мексики: блоки 10, 12, 28 совместно с итальянской Eni, блок «Аматитлан», а также блок 4 совместно с мексиканской PetroBal.

Читайте в Telegram:

Наш Телеграм
Прокрутить вверх