Свежее
50 новых технологий для накопителей энергии создадут в РФ, в том числе для эпохи постлитияРФ может создать арктические ВЭС для освоения СевморпутиРФ разрабатывает новое оборудование для транспортировки СПГВ РФ могут создать ГТУ мощностью свыше 300 МВтВ Ингушетии реконструируют ВЛ-35 кВ Котиева – ПервомайскаяЗа 6 мес в Ростовской области отремонтировали 285 км ЛЭП и 687 ТП
Специалисты ФИЦ «Институт катализа СО РАН» разрабатывают и улучшают материалы для адсорбции СО2, которые состоят из силикагеля и ионной жидкости на основе соли глицина — глицината. В частности, они определили оптимальные условия синтеза материала с высокой скоростью поглощения и 100-процентной конверсией.
Ионные жидкости — это органические соли с низкой температурой плавления: они становятся жидкими при 100 °C и ниже. Благодаря таким свойствам их используют в различных отраслях: от биологии до ракетостроения в качестве растворителей, электролитов или катализаторов. В Институте катализа СО РАН ионные жидкости исследуют в системах сорбции углекислого газа.
«Мы применяем ионные жидкости с аминокислотным анионом, аминогруппа в составе которого — активный центр сорбции СО2, и она напрямую взаимодействует с углекислым газом. Но эти жидкости имеют очень высокую вязкость, из-за чего скорость сорбции в массивном состоянии низкая. Чтобы ускорить процесс, нужно увеличить дисперсность активного компонента — для этого его наносят на носители с развитой пористой структурой, в нашем случае, на силикагели. Благодаря этому процесс заметно ускоряется», — рассказывает один из авторов исследования, младший научный сотрудник Отдела нетрадиционных каталитических процессов ИК СО РАН Андрей Шешковас.
Активные центры, на которых проходит реакция, — это глицинат-ионы (анионы аминокислоты глицина). Реакция идет в две стадии. Сначала углекислый газ взаимодействует с аминогруппой, в результате чего получается карбаминовая кислота, после чего происходит обмен протона со следующим анионом ионной жидкости, и образуется карбамат. Эти вещества нетоксичны и сами по себе существуют в природе.
Ученые ИК СО РАН улучшают свойства этих систем. В частности, они исследовали параметр микровязкости — он в числе других может отвечать за скорость поглощения СО2. Для этого они применили передовой метод дейтериевого ядерного магнитного резонанса. Это один из немногих методов, который позволяет изучать динамику движения и взаимодействия молекул напрямую в порах носителя. Специалисты установили, что внесение ионных жидкостей помогает снизить энергетический барьер вращения молекул. Они локально переориентируются в порах носителя, и такое положение снижает микровязкость ионных жидкостей, благодаря чему повышается скорость поглощения углекислого газа — за короткий срок конверсия достигает 100 %.
По словам исследователя, скорость поглощения СО2 одним и тем же материалом без пористого носителя и вместе с ним может отличаться в тысячу раз, если нанести его на пористую матрицу. Также он отмечает, что у разрабатываемых материалов затраты энергии на регенерацию в полтора раза ниже, чем у традиционных водно-аминовых растворов, которые сейчас используют в промышленности.
В планах ученых — продолжать изучать свойства материалов и варьировать их параметры, чтобы добиться более высокой сорбционной емкости углекислого газа.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
50 новых технологий для накопителей энергии создадут в РФ, в том числе для эпохи постлития
Заявил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Михаил Кузнецов.
РФ может создать арктические ВЭС для освоения Севморпути
Сообщил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаил Кузнецов…
РФ разрабатывает новое оборудование для транспортировки СПГ
Заявил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Михаил Кузнецов.
В РФ могут создать ГТУ мощностью свыше 300 МВт
Заявил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Михаил Кузнецов.
В Ингушетии реконструируют ВЛ-35 кВ Котиева – Первомайская
Завершить реализацию проекта планируется к концу июня 2026 г.
За 6 мес в Ростовской области отремонтировали 285 км ЛЭП и 687 ТП
На ВЛ-0,4-10 кВ заменили 735 опор, более 3 тыс изоляторов,…