Актуально
КТК в декабре ждет завершения изготовления 2-х выносных причалов для замены действующихГЗК ждет расширенного воспроизводства запасов газа в 2025гЧистая прибыль Русгидро по МСФО за 9 мес выросла на 28,7%В Калининграде вступил в силу приговор по делу об ущербе сетевой компании на 532 млн рубЭнергетики обеспечили 5 МВт верфи в Москве, где будут строить уникальные электросудаНа 7 ВЛ-220-500 кВ в Нижегородской области заменили и укрепили часть опор
Специалисты ФИЦ «Институт катализа СО РАН» разрабатывают и улучшают материалы для адсорбции СО2, которые состоят из силикагеля и ионной жидкости на основе соли глицина — глицината. В частности, они определили оптимальные условия синтеза материала с высокой скоростью поглощения и 100-процентной конверсией.
Ионные жидкости — это органические соли с низкой температурой плавления: они становятся жидкими при 100 °C и ниже. Благодаря таким свойствам их используют в различных отраслях: от биологии до ракетостроения в качестве растворителей, электролитов или катализаторов. В Институте катализа СО РАН ионные жидкости исследуют в системах сорбции углекислого газа.
«Мы применяем ионные жидкости с аминокислотным анионом, аминогруппа в составе которого — активный центр сорбции СО2, и она напрямую взаимодействует с углекислым газом. Но эти жидкости имеют очень высокую вязкость, из-за чего скорость сорбции в массивном состоянии низкая. Чтобы ускорить процесс, нужно увеличить дисперсность активного компонента — для этого его наносят на носители с развитой пористой структурой, в нашем случае, на силикагели. Благодаря этому процесс заметно ускоряется», — рассказывает один из авторов исследования, младший научный сотрудник Отдела нетрадиционных каталитических процессов ИК СО РАН Андрей Шешковас.
Активные центры, на которых проходит реакция, — это глицинат-ионы (анионы аминокислоты глицина). Реакция идет в две стадии. Сначала углекислый газ взаимодействует с аминогруппой, в результате чего получается карбаминовая кислота, после чего происходит обмен протона со следующим анионом ионной жидкости, и образуется карбамат. Эти вещества нетоксичны и сами по себе существуют в природе.
Ученые ИК СО РАН улучшают свойства этих систем. В частности, они исследовали параметр микровязкости — он в числе других может отвечать за скорость поглощения СО2. Для этого они применили передовой метод дейтериевого ядерного магнитного резонанса. Это один из немногих методов, который позволяет изучать динамику движения и взаимодействия молекул напрямую в порах носителя. Специалисты установили, что внесение ионных жидкостей помогает снизить энергетический барьер вращения молекул. Они локально переориентируются в порах носителя, и такое положение снижает микровязкость ионных жидкостей, благодаря чему повышается скорость поглощения углекислого газа — за короткий срок конверсия достигает 100 %.
По словам исследователя, скорость поглощения СО2 одним и тем же материалом без пористого носителя и вместе с ним может отличаться в тысячу раз, если нанести его на пористую матрицу. Также он отмечает, что у разрабатываемых материалов затраты энергии на регенерацию в полтора раза ниже, чем у традиционных водно-аминовых растворов, которые сейчас используют в промышленности.
В планах ученых — продолжать изучать свойства материалов и варьировать их параметры, чтобы добиться более высокой сорбционной емкости углекислого газа.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
КТК в декабре ждет завершения изготовления 2-х выносных причалов для замены действующих
На своем морском терминале под Новороссийском.
ГЗК ждет расширенного воспроизводства запасов газа в 2025г
По данным ВНИГНИ, прирост запасов газа в 2025г превысит 635…
Чистая прибыль Русгидро по МСФО за 9 мес выросла на 28,7%
До 30,3 млрд руб.
В Калининграде вступил в силу приговор по делу об ущербе сетевой компании на 532 млн руб
Подсудимые, двое мужчин и одна женщина, приговорены к лишению свободы…
Энергетики обеспечили 5 МВт верфи в Москве, где будут строить уникальные электросуда
Специалисты проложили более 30 КЛ-0,4–10 кВ общей протяженностью около 11…
На 7 ВЛ-220-500 кВ в Нижегородской области заменили и укрепили часть опор
Замена ж/б опор выполнена на ЛЭП, питающих юго-восточные и центральные…