Новости энергетики 16+

Газ для мотора: сможет ли «голубое топливо» выступить альтернативой дизелю и бензину

Россия намерена активно развивать рынок газомоторного топлива, в разы увеличив количество газозаправочных сетей по всей стране. В ближайшей перспективе их строительство планируется на крупнейших магистралях, таких как М-10 «Россия», М-11 «Москва – Санкт-Петербург», М-4 «Дон». Только в 2019 году на развитие рынка газомоторного топлива может быть выделено 4 млрд рублей субсидий. Правительство РФ будет стимулировать производителей, выпускающих технику на газе, а также заниматься развитием массового рынка для частных владельцев легкового автотранспорта. Вместе с тем, ряд экспертов считает, что на этом пути немало «подводных камней», которые необходимо преодолеть, чтобы выйти на ожидаемые параметры к 2030 году.

Развитию рынка газомоторного топлива в России был посвящен круглый стол на Гайдаровском форуме. Выступая на нем, министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что спрос на сжиженный природный газ будет стимулироваться, так как данный вид топлива экономичен и экологичен по сравнению с бензином и дизелем.

По итогам 2018 года потребление газа в качестве моторного топлива в России составило 624 млн куб. метров. Это на 56% превышает показатель 2013 года, когда была сформирована долгосрочная стратегия развития этого рынка. По словам министра, была создана база для развития отрасли, введены льготы, просубсидировано производство техники и построено 155 автогазозаправочных комплексов, из которых 110 единиц — компанией «Газпром». Сегодня в России насчитывается 380 газозаправочных станций, а к 2030 году их планируется увеличить до 2,4 тысяч. В 2018 году введено 14 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), а их общее число составило 368. Концепция развития рынка газомоторного топлива, внесенная в правительство Министерством энергетики, предполагает рост потребления газа в РФ с текущих 600 млн куб. метров в год до 11 млрд куб. метров к 2030 году. Число автомобильного транспорта на газомоторном топливе будет увеличено более чем в 5 раз, со 100-150 тыс. до 700 тыс.

Сейчас лидерами по применению природного газа в качестве моторного топлива являются Татарстан, Башкортостан, Свердловская область и южные регионы России. Так, Татарстан сформировал собственную трехлетнюю программу, предусматривающую строительство 10 АГНКС ежегодно. Из-за отсутствия газотранспортной сети (ГТС) отставание наблюдается в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако, за счет газификации и использования СПГ для газомоторного транспорта, предполагается наверстать отставание.

Направленную в правительство концепцию развития рынка газомоторного топлива планируется утвердить уже в первом квартале 2019 года. В ней будут разработаны программы для каждого из регионов России. По словам министра, в 2019 году на развитие газозаправочной инфраструктуры может быть выделено 4 млрд рублей субсидий, в настоящее время это обсуждается с Министерством финансов России. За счет федерального бюджета будет стимулироваться приобретение газомоторной техники. В 50 субъектах РФ будут реализованы региональные программы развития этого рынка.

Сейчас СПГ в качестве вида моторного топлива активно используется в Иране, Пакистане, США и других странах. Более того, Индия, Китай, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, Норвегия уже объявили о запрете на продажу автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями в 2025-2040 годах. Таким образом, потенциал дополнительного рынка природного газа в качестве моторного топлива будет составлять 100-250 млрд куб. метров, в том числе доля России достигнет около 30-75 млрд куб. метров.

 

Преимущества газа перед традиционными видами топлива

Газ примерно в три раза дешевле традиционного топлива – бензина или дизеля. Он не требует дополнительной обработки перед использованием, газ можно поставлять по «трубе» прямиком на заправку (АГНКС). Что касается экологичности, то в отличие от бензина или дизеля при работе двигателя на природном газе нет выделения диоксида серы, сажи, бензапирена, снижены выбросы углекислого газа, оксидов азота. За счет «чистого состава» этого топлива срок службы автомобиля увеличивается в среднем в полтора раза.

Природный газ использует фактически те же технологии двигателей, что и обычный бензиновый или дизельный двигатель. При этом автомобили на газомоторном топливе отличаются высокой степенью безопасности использования. Метан в компримированном (КПГ) и в сжиженном (СПГ) видах безопасен в отличие от пропан-бутановой смеси. Так, в случае повреждения с КПГ или СПГ бака/баллона, вероятность взрыва низкая по сравнению с пропан-бутановой смесью, в которой тяжелые фракции не улетучиваются.

 

Развитие инфраструктуры газомоторного топлива

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день главная проблема перевода транспортных средств на газомоторное топливо — это недостаточно развитая инфраструктура. В ближайшей перспективе в России пойдут по пути опережающего развития газозаправочной сети КПГ/СПГ для создания региональных кластеров рынка газомоторного топлива на крупнейших магистралях. На эти цели предлагается направить значительные субсидии. Правительство поддержит модернизацию существующей техники для работы на природном газе, будет стимулировать производителей техники, в том числе крупной, к увеличению производства и расширению модельного ряда отечественной газомоторной техники, включая технику на СПГ. Также ведутся работы по развитию массового рынка для частных владельцев легкового автотранспорта, в результате чего инфраструктура и линейка легкового транспорта на газомоторном топливе будет поступательно расширяться.

Анализ производственных мощностей как существующей, так и создаваемой газозаправочной инфраструктуры, потенциал транспортного машиностроения позволяет значительно ускорить темпы развития рынка газомоторного топлива. К 2030 году объем реализации природного газа в качестве моторного топлива может увеличиться до 10,6 млрд куб. метров, в том числе СПГ до 5,2 млрд куб. метров. К этому же сроку в качестве газозаправочной инфраструктуры для частных автовладельцев в городах планируется ввести 2300 объектов КПГ/СПГ, а на федеральных магистралях для дальнемагистральной грузовиков, автобусов, карьерной техники, судов, локомотивов – дополнительно 70 криоАЗС.

В ноябре 2018 года в рамках сотрудничества одного из столичных операторов такси и компании «Газпром газомоторное топливо» в Москве появилась первая партия автомобилей на природном газе (метане) — 25 автомобилей FordFocus. В начале 2019 года таксопарк планировал увеличить количество автомобилей на газомоторном топливе до 200. Дочернее предприятие «Газпрома» планирует перевести на метан в 2019 году еще 1 тыс. автомобилей в десяти столичных таксопарках.

В компании отмечают, стоимость 1 куб. метра метана, который по расходу эквивалентен 1 литру бензина, на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) «Газпром» в Москве составляет 17,5 рублей. Заправку транспорта газом обеспечат 10 газозаправочных объектов. Среди них 4 новые станции «Газпром», построенные к ЧМ-2018 на улицах Полбина, Кусковская, Ижорская и на 109-км МКАД, а также самая мощная газозаправочная станция в Европе, введенная в эксплуатацию в ноябре 2018 года на ул. Левобережная.

На сегодняшний день электромобили не способны конкурировать с двигателями на СПГ по эксплуатационным и экономическим показателям. Весь парк электрических и гибридных транспортных средств в России составляет около 30 тыс. единиц, газовых и битопливных – около 250 тысяч. Доля электромобилей в продажах в настоящее время ничтожно мала в России, они практически не производятся. В свою очередь, газомоторная техника производится под несколькими марками: Bravis, «Камаз», «УАЗ», «ПАЗ», Volgabus, LOTOS, «КАВЗ», «ЛИАЗ», «НЕФАЗ», «Урал» и Lada.

Эксперты при сравнении разного газового топлива с бензином или дизелем подчеркивают его очевидное конкурентное ценовое преимущество. Рост стоимости газа с 2014 года составил всего 11%, в то время, как дизель, бензин и электроэнергия подорожали значительно выше.

 

Сложности переходного периода

Основным препятствием для перехода на газомоторное топливо являются достаточно высокие затраты связанные с переоборудованием автопарка, закупкой техники, оборудованием сервисных станций, заправочной инфраструктуры. Несмотря на субсидии и поддержку государства в продвижении отрасли, объемы продаж невелики. Легковые газовые и битопливные автомобили занимают 0,2% в структуре продаж новых автомобилей, грузовые – 1-2%, LCV – 8-10%, автобусы – 11-12%. В последствии часть транспорта переоборудуется на газ, но продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями все же выше.

В пояснительной записке к постановлению правительства о либерализации торгов сжиженным газом на бирже, отмечается очень важный момент, связанный с транспортировкой данного вида топлива и затрат на нее. При применении технологий по сжижению газа используется регулируемая оптовая цена на газ на уровне цены, устанавливаемой для газа, который не подвергается технологии сжижения. Эта норма не учитывает, что при поставках газа с применением технологий по его сжижению у ПАО «Газпром» возникают дополнительные невозмещаемые затраты, связанные со сжижением и транспортировкой СПГ до приемных емкостей.

Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх