Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова собирается выйти из своего самого ключевого актива — крупнейшей в стране портовой группы НМТП. Долю выкупает другой совладелец, государственная «Транснефть», с которой «Сумма» давно конфликтовала. Средства группа может направить как на улучшение сложной финансовой ситуации FESCO, так и на борьбу за контроль в «Трансконтейнере». Но ряд источников полагает, что сделка может быть и началом выхода «Суммы» из активов в России, пишет «Коммерсантъ».
ФАС одобрила ходатайство «Транснефти» о выкупе доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Сейчас «Транснефть» и «Сумма» через СП Novoport Holding Ltd на паритетной основе владеют 50,1% НМТП, еще 10,5% монополия контролирует самостоятельно через «Транснефть-сервис», 20% порта принадлежит Росимуществу, еще 5,3% — у ОАО РЖД. В «Транснефти» отметили лишь, что «в настоящее время никакой сделки не осуществлено». В «Сумме» же заявили, что получили «хорошее предложение» от «Транснефти» и обсуждают его, пояснив, что «группа как стратегический инвестор заинтересована в контроле над своими активами, а приватизация НМТП до сих пор не состоялась». В середине февраля владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов уже говорил, что группа не исключает выхода из актива из-за затянувшейся приватизации (обсуждается с 2013 года).
Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году, выкупив долю у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. В начале 2013 года между монополией и группой разгорелся корпоративный конфликт, и, несмотря на его разрешение в 2014 году, эксперты и участники рынка говорили о сохранении разногласий. «Транснефть» при этом не раз заявляла о намерении выйти из НМТП, в том числе в пользу «Суммы». Сейчас по рынку продаваемый пакет стоит 40,5 млрд руб.
В отрасли выход «Суммы» из НМТП — ее самого дорогого и прибыльного актива — вызвал удивление. «Слухи о продаже доли ходили давно, но никто не воспринимал их всерьез,— говорит источник на рынке.— Скорее, это было похоже на новый раунд корпоративного конфликта». Ряд собеседников связывают сделку с тяжелым финансовым положением других активов группы. Так, транспортная группа FESCO допустила в 2016 году дефолт по рублевым облигациям и евробондам, для реструктуризации долга был взят кредит в размере $680 млн под залог 50% в Объединенной зерновой компании. ЯТЭК, которая выступает поручителем по кредиту, в конце января не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн руб. по выкупу акций у недовольных миноритариев. Проблемы есть и с ее инжиниринговым бизнесом — как сообщал РБК в мае 2017 года, «Сумма» рассматривала вариант продажи «Глобалэлектросервиса» и «Стройновации» из-за срыва сроков работ по текущим контрактам.
По другой версии, «Сумма» может использовать деньги от продажи доли в НМТП для борьбы за контроль в другом своем крупном активе — «Трансконтейнере». В нем группа владеет 25,07% акций и претендует на выставленный на продажу пакет ОАО РЖД 50% плюс две акции. Наконец, часть собеседников видят в сделке по НМТП подготовку «Суммы» к выходу из российских активов, что может быть связано как с грядущей сменой правительства после выборов президента РФ, так и со сменой власти в родном для господина Магомедова Дагестане.
Константин Юминов из Райффайзенбанка отмечает, что для «Суммы» продажа НМТП будет «хорошей возможностью выйти в деньги»: с 2015 года акции НМТП подорожали с 1,3 руб. до 8,4 руб. за штуку. Он согласен, что группа может, в частности, направить деньги на покупку «Трансконтейнера». При этом для «Транснефти» интерес представляет именно перевалка нефти и нефтепродуктов, и при получении контроля она может вернуться к обсуждавшейся раньше теме разделения активов порта по профилям либо найти нового партнера. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что с точки зрения объема дивидендов «Трансконтейнер» сейчас не сможет заменить НМТП, но у него больше потенциал роста прибыли и капитализации, тогда как фиксация тарифов порта в рублях негативно повлияет на финансовые показатели в среднесрочной перспективе.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…