Свежее
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогодыЭнергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд руб
Для отбора проектов зеленой энергетики на Дальнем Востоке может быть введен новый механизм — технологической нейтральности. Это значит, что энергообъект может быть построен на основе любого источника энергии и даже может представлять собой просто электросеть. С инвесторами предлагается заключать долгосрочные договоры, которые помогут хеджировать риски снижения потребления и изменения тарифов, пишет «Коммерсантъ».
«Совет рынка» (регулятор энергорынков) предлагает проводить в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) технологически нейтральные аукционы для привлечения инвесторов в зеленую энергетику. Это ответ на поручение правительства о разработке механизмов поддержки генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) в регионе. Свои концепции до 4 декабря также должны были представить Минэнерго, Минэкономики и ФАС, там на запросы не ответили.
На Дальнем Востоке сейчас не работают механизмы поддержки строительства ВИЭ, действующие в европейской части РФ и Сибири. В неизолированных энергосистемах окупаемость ВИЭ достигается либо за счет спецтарифов на розничном энергорынке (закупка зеленой выработки сетями для покрытия потерь) и договоров на поставку мощности (ДПМ ВИЭ) на оптовом рынке (гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей).
Принцип технологической нейтральности заключается в том, что новый энергообъект может быть построен на основе любого источника энергии, победившего в отборе, в том числе альтернативой генерации может стать сетевая инфраструктура. Регулятор считает, что, учитывая специфику неценовых зон и высокий уровень цен в ДФО, в прямой экономической поддержке ВИЭ здесь нет необходимости, но добавляют, что механизмом привлечения инвестиций могут стать некие долгосрочные ДПМ. Инвестпроекты предлагается отбирать через конкурс: побеждает заявка с максимально сниженным от текущего уровня тарифом.
Такие контракты смогут хеджировать риски инвестора, связанные со снижением объема потребления (прогнозный спрос на долгосрочный период власти субъекта анализируют заранее и используют как исходные данные для отбора) или изменения тарифов. Источником средств для соглашения может стать надбавка, получаемая регионами ДФО в 2018–2019 годах (еще один дополнительный сбор с оптового рынка для снижения тарифов в изолированных энергосистемах Дальнего Востока). «Совет рынка» предлагает включить в соглашение на поставку сроки действия договора, долгосрочную цену или механизм ее определения, обязательства инвестора о достижении показателей, ответственность за неисполнение договора.
Четких механизмов для инвесторов в ДФО нет: сейчас одним из вариантов являются концессии на модернизацию дорогостоящей дизельной генерации: инвестиции возвращаются за счет ежемесячного платежа, привязанного к экономии на топливе. Но, как пояснил один из участников рынка, в этой схеме есть риски для инвесторов и банков-кредиторов: власти могут исходно не согласовать экономически обоснованный тариф для самой дизельной станции. «На сегодняшний день нет единой методики расчета тарифов на такие контракты, экономическая целесообразность есть в проектах, где тариф на дизельную генерацию от 30 руб. за 1 кВт•ч — таких регионов довольно много»,— говорит собеседник.
Крупные ВИЭ-проекты в ДФО есть у «РусГидро» (там от комментариев отказались) и у «Хевела» (СП «Реновы» Виктора Вексельберга и «Роснано»). В «Хевеле» считают, что развитие распределенной генерации в изолированных энергосистемах ДФО возможно только при долгосрочных гарантиях окупаемости, также важно составить перечень энергообъектов для первоочередной реконструкции. В «Россетях» заявили, что заинтересованы в участии в реализации проектов по развитию ВИЭ только в случае наличия положительного синергетического эффекта для основного вида деятельности компании — передачи и распределении электрической энергии.
Глава НП «Ассоциация предприятий солнечной энергетики» Антон Усачев считает, что реализация проектов автономной генерации на Дальнем Востоке повысит спрос и на промышленные накопители энергии. «Наличие компетенций в сегменте будет значимым конкурентным преимуществом российских компаний»,— полагает он. Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович отмечает, что создание гибридных энергосистем с возрастающей долей ВИЭ — основной мировой тренд развития энергетики в изолированных регионах.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6
В реактор загружено свежее ядерное топливо.
Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогоды
Энергоснабжение восстанавливают более 100 бригад.
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…