Актуально
В Минске одобрили ратификацию договора Белоруссии и РФ об общем энергорынкеЗа 5 лет в многоквартирных домах Санкт-Петербурга внедрено 600 тыс умных электросчетчиковРазрешено производство 1-го в РФ пассажирского судна на водородеРостехнадзор приостановил добычу угля в 5 шахтах в КузбассеРФ и Белоруссия 27 ноября завершают ратификацию соглашения о едином рынке электроэнергииКоличество автоматизированных модульных котельных в Приморье увеличится до 229
НОВАТЭК решил вторую по сложности после привлечения финансирования задачу своего крупнейшего проекта «Ямал СПГ». Компания получила возможность транспортировки газа: вчера в Сабетту пришел первый в мире ледовый СПГ-танкер. Этот способ перевозки дорог, но компенсировать его должна низкая себестоимость ямальского СПГ. Впрочем, над ней, по мнению акционера «Ямал СПГ» Total, еще нужно поработать, пишет «Коммерсантъ».
Вчера в порт Сабетта, откуда будут вестись поставки сжиженного газа с проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» (мощность — 16,5 млн тонн, первая линия из трех должна быть запущена в этом году), пришел первый ледовый газовоз «Кристоф де Маржери» (экс-глава Total, погибший в 2014 году). Судно встречали максимально представительно — гендиректор НОВАТЭКа Леонид Михельсон, глава Total Патрик Пуянне, гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк, министр транспорта Максим Соколов и — по телемосту — Владимир Путин.
СПГ-танкер «Совкомфлота» уже прошел испытания во льдах. Такие суда должны решить одну из основных сложностей проекта — вывоз газа с Ямала, до этого газовозы никогда не ходили во льдах. Первую проблему — привлечение финансирования под санкциями — НОВАТЭК хоть и с опозданием, но решил в прошлом году за счет входа в «Ямал СПГ» китайцев и кредитов китайских банков (20% проекта у CNPC, 9,9% — у Фонда Шелкового пути). При этом многие собеседники на рынке выражали сомнение если не в технической осуществимости транспортировки СПГ с Ямала ледовыми танкерами, то в ее конкурентоспособности. Использование таких газовозов (они примерно вдвое дороже обычных) и проводка ледоколами повышают затраты «Ямал СПГ» на транспортировку, по оценкам экспертов, до $2-2,5 за MBTU (у СПГ проектов в США примерно вдвое меньше).
Хотя СПГ-танкер подтвердил характеристики (см. интервью), по-прежнему остаются вопросы, какую часть СПГ удастся с учетом льдов направлять на восток — на премиальные рынки Азии, будет ли конкурентоспособной альтернативная схема с перегрузкой СПГ в Бельгии. Вчера Леонид Михельсон уточнил, что первые партии СПГ пойдут на спот, поставки по долгосрочным контрактам начнутся в 2018 году, 90-100% пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Ранее господин Михельсон отмечал, что ямальские проекты смогут компенсировать затраты на транспортировку за счет очень низкой стоимости добычи. И вчера Патрик Пуянне (у Total 20% в «Ямал СПГ») уверял, что проект конкурентоспособнее многих зарубежных, отмечая, что НОВАТЭКу нужно снижать затраты на второй проект «Арктик СПГ-2». Сейчас, по оценке главы НОВАТЭКа, себестоимость запланирована там на уровне $600 за тонну. Господин Пуянне заявил, что цена СПГ на заводе Total в Новой Гвинее должна быть $500 за тонну, чтобы конкурировать с ямальскими проектами. Леонид Михельсон в ответ пошутил, что, пока не подписаны контракты на поставку, НОВАТЭК еще может сделать цену $490 за тонну на новом заводе. По его словам, начать переговоры с потенциальными партнерами по «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК планирует через год-полтора. Мощность завода планируется на уровне «Ямал СПГ», запуск — в 2022-2025 годах, ресурсная база месторождения на Гыданском полуострове.
Вячеслав Мищенко из Argus Media не сомневается в конкурентоспособности поставок газа «Ямал СПГ», напоминая, что у проекта предельно низкая себестоимость за счет расположения за полярным кругом. Севморпуть сократил расстояние до рынков сбыта даже с учетом перегрузок СПГ, говорит эксперт. Но, по его словам, маршрут подходит только для поставок в АТР, а продавать СПГ в Европе может Total.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
В Минске одобрили ратификацию договора Белоруссии и РФ об общем энергорынке
Договором предусмотрено поэтапное развитие общего электроэнергорынка.
За 5 лет в многоквартирных домах Санкт-Петербурга внедрено 600 тыс умных электросчетчиков
В 2026г потребуется заменить еще 135 тыс устройств.
Разрешено производство 1-го в РФ пассажирского судна на водороде
ПЭМ-батарея — устройство, которое создает электричество из водорода и кислорода…
Ростехнадзор приостановил добычу угля в 5 шахтах в Кузбассе
Всего было составлено 15 протоколов о приостановках.
РФ и Белоруссия 27 ноября завершают ратификацию соглашения о едином рынке электроэнергии
РФ и Белоруссия разрабатывают правила объединенного энергорынка, изначально его запуск…
Количество автоматизированных модульных котельных в Приморье увеличится до 229
«Примтеплоэнерго» установит в текущем году в Приморском крае около 30…