Свежее
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогодыЭнергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд руб
Согласно аналитикам Wall Street Journal, в 2015 году семь крупнейших западных нефтегазовых компаний, зарегистрированных на бирже, в том числе Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch Shell PLC., в среднем пополнили свои запасы газа и нефти лишь на 75% от объема добытого сырья. Таким образом произошло крупнейшее снижение запасов компаний как минимум за десять лет.
Согласно Exxon, в 2015 году она впервые более чем за два десятилетия не смогла полностью заменить добытые объемы новыми резервами. Компания отчиталась о замене 67% от добытого сырья.
В прошлом сокращение резервов могло вызвать панику среди инвесторов и топ-менеджеров.
Как отметил Лука Бертелли, директор по геологоразведке итальянской Eni SpA, сейчас, когда цены находятся на крайне низком уровне, «становится не так важно» восполнять запасы. По его словам, Eni отошла от проектов с большой доходностью и высоким риском и стала вкладывать больше средств в получение большей отдачи на месторождениях, где уже производится добыча.
Такая смена приоритетов показывает, что добывающие компании в ответ на низкие цены отказываются от разведки новых залежей в пользу максимизации прибыли. Однако, сокращая объем новых проектов в период низких цен, компании могут в будущем столкнуться с нехваткой запасов и скачками цен.
Обычно нефтегазовые компании тратили крупные средства для запасов на будущее — новых скважин, которые придут на смену тем, на которых в настоящее время ежедневно ведется добыча. Когда компания понимает, что нашла месторождения, где затраты на добычу невысоки, она указывает эти залежи как подтвержденные, нетронутые запасы, которые в перспективе можно будет разрабатывать и получать прибыль.
Из-за нынешнего переизбытка предложения нефти компании были вынуждены сокращать издержки везде, где только можно. В итоге они стали экономить на бурении разведывательных скважин и новых проектах. Согласно аналитикам Morgan Stanley, в прошлом году во всей нефтяной отрасли было утверждено всего шесть новых проектов.
В прошлом десятилетии, напротив, компании на фоне высоких цен стали вести разведку даже в удаленных регионах. Они тратили миллиарды долларов на так называемые мегапроекты, отчасти ради того, чтобы пополнить запасы на многие десятилетия вперед. В результате эти запасы внесли свою лепту в нынешнее пресыщение рынка.
В связи с нормами бухгалтерской отчетности «подтвержденные запасы», которые компании ставят на баланс и о которых отчитываются инвесторам, также оказываются под отрицательным воздействием низких цен. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) определяет подтвержденные запасы как объем нефти и природного газа, на прибыльную добычу которых может рассчитывать компания.
Расходы по некоторым из разведанных компаниями запасов не позволят вести прибыльную добычу при нынешних ценах. По этой причине некоторые компании были вынуждены сократить имеющиеся запасы, а в некоторых случаях списать стоимость активов.
Так, Shell в прошлом году списала стоимость активов на несколько миллиардов долларов, и низкие цены стали одной из причин отказа от дорогостоящего проекта в нефтеносных песках Канады. Компания в прошлом году не восполнила запасы ни на какую часть от добытого объема. Ее запасы сократились на 20%.
Несмотря на сокращение запасов, крупные нефтяные компании не рискуют остаться совсем без нефти. К примеру, запасов Exxon хватит на 16 лет при нынешних темпах добычи. Помимо все еще значительных подтвержденных запасов у компании есть доступ к другим ресурсам, добыча которых может стать рентабельной при повышении цен.
Генеральный директор Exxon Рекс Тиллерсон в этом месяце сказал журналистам, что компания не восполнила все объемы добытого в прошлом году газа и нефти, поскольку нацелена на «эффективное использование капитала с целью повышения ценности для акционеров в долгосрочной перспективе, даже если для этого необходимо прервать тенденцию, существовавшую 21 год».
SEC требует от компаний ежегодного отчета о подтвержденных запасах из расчета средней цены. При сравнении с предыдущим годом размер резервов может колебаться ввиду изменения цен на нефть. Из-за резкого падения цен в прошлом году часть компаний сократила подтвержденные запасы, хотя снижение затрат помогло это компенсировать. Некоторые компании также выиграли от того, что в их контрактах прописано повышение причитающейся им доли добычи при снижении цен.
Среди крупных нефтяных компаний в прошлом году лишь Chevron Corp., Eni и французская Total SA добавили больше запасов, чем извлекли. BP PLC в прошлом году восполнила 61% добытых объемов, без учета продажи и покупки активов. Норвежская Statoil ASA нашла замену 55%. Запасы Shell сократились, но она в этом году завершила покупку BG Group PLC примерно за 50 млрд долларов, и в результате этого ее запасы по сравнению с концом 2014 года должны вырасти примерно на 25%.
Помимо цен на нефть угрозу для запасов компаний представляют и другие факторы. Недавно некоторые инвесторы выразили опасения, что законы, направленные на борьбу с глобальным потеплением, в том числе обложение налогами выбросов углекислого газа, могут подстегнуть переход к более экологичным источникам энергии и повысить стоимость использования горючих ископаемых. В итоге часть запасов будет невозможно извлечь с прибылью. Нефтяные компании рассчитывают, что в мире еще много десятилетий будет требоваться большой объем нефти и газа.
Несмотря на сокращение запасов, некоторые инвесторы с радостью восприняли решение компаний о снижении затрат, и это говорит о том, что они в большей степени обращают внимание на прибыльность, чем на поиск новых залежей.
«Когда у вас пожар, вы же не станете беспокоиться о покраске фасада», — заметил Кристофер Уитон, фондовый менеджер Allianz Global Investors, в портфеле которой есть акции нескольких крупных нефтяных компаний, в том числе Shell, Total и BP. «Сейчас у них кризисный режим управления», — добавил он.
В отрасли произошло изменение позиции по сравнению с 2000-ми годами, когда в ответ на призывы инвесторов о росте компании стали активно бурить скважины и, в некоторых случаях, применили агрессивные методы бухучета. В 2004 году Shell признала, что завысила запасы более чем на 20%. Ее акции упали, руководству пришлось уйти, а на компанию наложили крупные штрафы. Shell ситуацию не прокомментировала.
После скандала с Shell компании спешили обнаружить больше запасов нефти и ради увеличения добычи вкладывали в проекты десятки миллиардов долларов, что в итоге стало одной из причин нынешнего переизбытка предложения, а также подтолкнуло Shell к изменению стратегии. В 2014 году компания перестала использовать рост добычи нефти и газа как показатель производительности, на основе которого выплачивались премии руководству, а вместо этого стала делать упор на рентабельность.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6
В реактор загружено свежее ядерное топливо.
Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогоды
Энергоснабжение восстанавливают более 100 бригад.
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…