Свежее
Совет директоров Роснефти 25 апреля рассмотрит рекомендацию по дивидендам-2024Чистая прибыль Мосэнерго по РСБУ за 2024г упала в 1,77 разаСО допустил рост максимума электропотребления в ОЭС Юга на 8% при аномальной летней жареВ 2025г на Алтае отремонтируют почти 90 км ЛЭПМАГАТЭ и Ростехнадзор не нашли угроз безопасности при проверке ЭБ-3 и ЭБ-4 ЗАЭСЗа 2 мес добыча газа в Румынии упала почти на 2%
Некоторое время назад Минэнерго задалось целью увеличить с 1% до 4,5% долю ВИЭ — солнечных, ветряных, биостанций и малых ГЭС — в совокупном объеме производства энергии в России. При том, что средняя доля «зеленой» энергии в энергобалансах развитых стран уже сейчас как минимум вдвое выше, чем в РФ. Однако и степень модернизации энергомощностей там примерно настолько же превышает среднероссийский показатель.
Очевидно, этот правительственный госплан долго не воспринимался участниками энергорынка всерьез, поскольку откровенной критики инициатива Минэнерго с их стороны не получила. Однако на этой неделе газета «Коммерсантъ» написала о том, что производители и потребители впервые объединились против господдержки развития ВИЭ.
Напомню, что в соответствии с проведенной ранее Советом рынка оценкой развития ВИЭ, в России к 2020 году должно быть введено 11 ГВт «зеленых» мощностей. Причем чуть более половины вводов должно прийтись на энергию ветра. Солнечные электростанции составили бы примерно пятую часть, и столько же пришлось бы на мини–ГЭС. По некоторым объектам фактические вводы назначены уже на следующий год. Однако в новом плане правительства объем вводов ВИЭ снижен до 6 ГВт к 2020 году. При этом отмечу, что основные инвестпроекты по развитию альтернативной энергетики в РФ уже осуществляются, например, РусГидро.
Однако несмотря на все долгосрочные экономические, экологические и имиджевые плюсы, свидетельствующие в пользу увеличения доли ВИЭ в российском энергобалансе, есть и много спорных вопросов. В первую очередь они касаются финансирования. Например, изначально планировалось, что проекты в области возобновляемой энергетики будут финансироваться за счет механизмов по аналогии с ДПМ. При этом мощность «зеленых» станций также будет выводиться на оптовый рынок, и, соответственно, капитальные и операционные затраты на строительство «зеленых» объектов в итоге будут оплачиваться потребителями. Применение подобного механизма в отношении альтернативной энергетики в нашей стране, по расчетам Совета рынка, может стоить более 800 млрд руб. Добавлю, что эта сумма сопоставима с 5-летней инвестпрограммой ФСК ЕЭС по реновации всей единой энергосистемы РФ.
Возмущение потребителей электроэнергии понятно, поскольку они опасаются, что поощрение развития ВИЭ приведет к росту цен на рынке мощности. Поэтому Сообщество потребителей энергии и Совет производителей энергии направили премьеру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой не подписывать без дополнительного анализа комплекс мер по поддержке ВИЭ, согласно которому проекты ВИЭ с наименьшими затратами после конкурса получают право на заключение ДПМ, обеспечивающего гарантированный возврат на инвестиции с нормой в 14% в течение 15 лет после ввода объекта.
Хотя сторонники механизма поддержки ВИЭ за счет ДПМ в защиту своей позиции ссылаются на то, что при расчетах были снижены предельные затраты, увеличен плановый КИУМ и сокращена норма доходности, в письме сообщается, что стоимость мощности ВИЭ для рынка может к 2020 году увеличиться на 85 млрд руб. К тому же, только за счет уже реализуемых проектов ВИЭ стоимость мощности ежегодно будет расти на 15% и более. Соответственно, чтобы не перекладывать эту нагрузку на плечи всех потребителей, сообщества поставщиков и покупателей предлагают для развития ВИЭ использовать не централизованную, а адресную поддержку.
Теперь утверждение проекта мер господдержки ВИЭ может затянутся еще на неопределенный срок. Но текущая неопределенность уже может оказать влияние на позицию такого крупного и наиболее эффективного оптового генератора, как Э.ОН Россия, который еще «раздумывает» над инвестициями в проекты альтернативной энергетики. Представители Э.ОН заявляли, что возобновляемые источники энергии должны войти в пятилетнюю стратегию развития компании на 2013-2017 годы, которая должна быть в скором времени представлена. И именно от этой стратегии будет зависеть не только будущий объем капитальных затрат компании, но также и норма отчислений на дивиденды.
Сейчас инвестпрограмма Э.ОН Россия практически выполнена, и если компания с учетом непрозрачности правительственной стратегии по развитию ВИЭ в России временно откажется от ряда проектов, это может сыграть в пользу увеличения payout ratio с текущих 25%. Так, согласно сделанным в конце прошлого года заявлениям менеджмента Э.ОН, он может достичь 100%-й чистой прибыли уже в ближайшее время.
Текущая цель по бумагам Э.ОН Россия — 3,9 руб., что предполагает потенциал роста около 60%.
Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Совет директоров Роснефти 25 апреля рассмотрит рекомендацию по дивидендам-2024
Относящаяся к акционерам чистая прибыль «Роснефти» по международным стандартам финансовой…
Чистая прибыль Мосэнерго по РСБУ за 2024г упала в 1,77 раза
До 10,85 млрд руб.
СО допустил рост максимума электропотребления в ОЭС Юга на 8% при аномальной летней жаре
Максимум потребления мощности может достичь 22 858 МВт.
В 2025г на Алтае отремонтируют почти 90 км ЛЭП
И 170 ПС 35-110 кВ.
МАГАТЭ и Ростехнадзор не нашли угроз безопасности при проверке ЭБ-3 и ЭБ-4 ЗАЭС
Радиационный фон не превышает природных значений.
За 2 мес добыча газа в Румынии упала почти на 2%
До 1,26 млн т н. э.