Свежее
Электроснабжение 894 частных домов возобновили в Оренбургской областиВ Приморье ДРСК выявляет случаи самовольного подключения к электросетямВыработка электроэнергии в РФ в I кв выросла на 4,8%РФ снизила производство бензина в марте на 7,9%, дизеля на 5,7%РФ увеличила добычу газа в I кв на 10,6%Добыча угля в РФ в 1 кв выросла на 1,5%
Национальная система квотирования выбросов обойдется ТЭКу дороже европейской
- 8 июня, 2021
- 07:12
Платежи российского ТЭКа при запуске в Европе трансграничного углеродного регулирования (ТУР) на импорт товаров с высоким углеродным следом, по оценкам Vygon Consulting, составят €0,3–1,2 млрд в год. Для нефтепереработки оценка составляет €0,14–0,78 млрд, но цифра может вырасти при увеличении экспорта и подорожании эмиссионных квот. Общие потери в нефтегазохимии составят €0,05–0,29 млрд в год, пишет «Коммерсантъ».
Резолюцию о введении углеродного налога Европарламент принял в марте. Предполагается, что ставка будет рассчитываться на базе европейской системы торговли квотами (EU ETS), введенной в 2005 году. До 2012 года более 90% квот по предприятиям распределялись бесплатно, затем ввели продуктовые бенчмарки, учитывающие объем выбросов СО2 на тонну продукции, рассчитанные по 10% наиболее эффективно функционирующих предприятий в отрасли. В 2021 году EU ETS перешла в четвертую фазу, которая предполагает введение аукционной модели с ежегодным снижением предельного уровня выбросов на 2,2%. Кроме того, не учитываются «оффсеты» — сертификаты о происхождении электроэнергии. В этой связи российские низкоуглеродные сертификаты могут быть не учтены при формировании косвенных выбросов и должны стать отдельным пунктом переговоров с европейскими партнерами, говорится в исследовании. Цена квоты внутри системы, которая долго не превышала €10 за тонну CO2-эквивалента, до 2030 года будет составлять, по разным оценкам, €32–89.
Прямые и косвенные выбросы, а также выбросы при использовании продукции в России Vygon Consulting оценивает в 3,1 млрд тонн СО2-эквивалента, из которых 54% приходится на экспортируемую продукцию. В исследовании рассматривается несколько вариантов снижения платежей. Один из них — запуск собственной системы торговли квотами, копирующей EU ETS. Но, считают в Vygon Consulting, общая нагрузка на бизнес от введения такой системы будет несопоставима с экономией на платежах ТУР.
Так, суммарный платеж от отраслей ТЭКа составит €14,6–18 млрд в год, из них 74–90% придется на электроэнергетику. Исходя из параметров экспорта в ЕС в 2015–2020 годах на уровне 6–13 млрд кВт•ч в год, компании могут заплатить €80–180 млн в год. В случае же запуска собственной системы при цене €40 за тонну СО2-эквивалента общий платеж увеличится на €13,3 млрд, повысив средние цены на электроэнергию для бизнеса на 30–40%. Причем оценка включает только выбросы при производстве электроэнергии в ценовых зонах оптового рынка. В случае включения в базу выбросов при производстве электроэнергии вне ценовых зон и тепла (сейчас в EU ETS большая часть производимой теплоэнергии либо исключена из периметра, либо освобождается от платы) платежи могут вырасти в 1,5–2 раза.
Российские НПЗ от введения национальной системы торговли квотами могут потерять €0,51–2,37 млрд, нефтегазохимические компании — от €0,66 млрд до 2,29 млрд. Наиболее уязвимо производство аммиака, большие объемы которого экспортируются. Возможным решением может стать производство дальнейших переделов (азотных удобрений), которые не облагаются платой в рамках EU ETS.
По мнению управляющего директора Vygon Consulting Григория Выгона, для эффективной адаптации России к глобальному тренду декарбонизации необходимо повысить качество оценок углеродного следа. Чтобы минимизировать риски введения ТУР, следует не только стимулировать климатические проекты, но и создать методики по оценке эффективности «оффсетов», в том числе в части поглощающей способности лесов, полагает эксперт.
Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин считает, что ключевым риском введения ТУР для крупного российского бизнеса выступает не сама финансовая нагрузка, а «поспешные действия российского правительства, которые могут быть предприняты в регуляторной среде, если слепо копировать методы и подходы, которые применяются в ЕС». Система регулирования, подчеркивает эксперт, должна прежде всего обеспечивать мониторинг и методическое обеспечение учета выбросов парниковых газов, а также поддержку инициатив бизнеса и создание благоприятных условий для их реализации.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Электроснабжение 894 частных домов возобновили в Оренбургской области
Электроснабжение было приостановлено в целях безопасности на пике паводка.
В Приморье ДРСК выявляет случаи самовольного подключения к электросетям
За 1 кв 2024г специалисты выявили 109 фактов нарушений.
Выработка электроэнергии в РФ в I кв выросла на 4,8%
До 336 млрд кВтч.
РФ снизила производство бензина в марте на 7,9%, дизеля на 5,7%
До 3,5 млн т и 7,3 млн т соответственно.
РФ увеличила добычу газа в I кв на 10,6%
До 164 млрд куб м.
Добыча угля в РФ в 1 кв выросла на 1,5%
До 108 млн т.