Свежее
ДРСК усиливают профилактику электротравматизма среди водителей большегрузного транспортаКазахстан рассматривает подрядчиков из КНР и Южной Кореи вместо РФ для строительства ТЭЦГазпром нефть и Университет Иннополис создадут цифровую платформу для исследования недрВ Китае реализуются 74% мировых проектов СЭС и ВЭСС начала апреля Европа импортировала уже более 40 млрд куб м СПГВ ХМАО завершен плановый ремонт ПС 110 кВ Евра
Транспортировка водорода по действующим трубопроводам вместе с природным газом потребует проведения дополнительных исследований для обеспечения безопасности экспорта сырья и сохранения целостности технологического оборудования, а также может привести к пересмотру цены экспортируемого из России газа из-за изменения его состава. Об этом сообщил заместитель председателя правления «Газпрома» Олег Аксютин в колонке для очередного номера журнала «Энергетическая политика».
«Технология транспортировки водорода в виде метано-водородной смеси по существующей системе газопроводов обусловлена рисками технического, юридического и регуляторного характера. Во-первых, добавление водорода в существующую газотранспортную сеть приведет к изменению состава, качества и цены экспортируемого газа, что будет являться нарушением экспортных контрактных обязательств, а также потребует отдельной специальной сертификации магистрального газопровода», — отмечает он.
Отдельное внимание Аксютин обращает на обеспечение промышленной безопасности при транспортировке водорода, имеющего отличные от метана свойства. «Применяемое при транспортировке оборудование имеет ограничения по качеству и составу газа, связанные с обеспечением безопасности работ и сохранению долгосрочной работоспособности единой системы газоснабжения. Для гарантии безопасной транспортировки метано-водородной смеси по магистральному газопроводу требуется проведение полномасштабных натурных циклических испытаний в условиях, приближенных к реальной перекачке, что в настоящее время не реализовано», — пишет замглавы «Газпрома».
Он также отмечает, что к настоящему времени в странах Европы, как и в России нет единого нормативно-технического регулирования транспортировки метано-водородных смесей. Так, европейские стандарты допускают достаточно широкий диапазон концентраций водорода в природном газе (от 0,02 до 10%) в зависимости от используемого газового оборудования и состояния сетей.
Эксперты IHS Markit считают, что экспорт произведенного в России водорода обойдется странам Европы дороже собственного производства. По оценкам зарубежных экспертов, килограмм низкоуглеродного водорода произведенного в Европе из российского газа будет стоить 1,1-1,5 доллара против 1,9-2,1 доллара в результате транспортировки водорода из России по газопроводу.
«Учитывая развитую единую систему газоснабжения и реализацию новых международных газотранспортных проектов, в том числе в ЕС, производство водорода или метано-водородного топлива из природного газа рядом с крупными зарубежными потребителями, например, сталелитейными промышленными предприятиями, электрогенерирующими объектами и др. — самое оптимальное решение», — отмечается в колонке.
Поиск вариантов
Член правления германской Wintershall Dea Тило Виланд, ответственный за деятельность компании в России, Латинской Америке и за газотранспортные проекты, в интервью ТАСС в марте сообщал, что «Газпром» и Wintershall Dea в рамках программы научно-технического сотрудничества ищут возможность транспортировки водорода с природным газом по действующим трубопроводам. Он не уточнил, о каких трубопроводах идет речь.
Впрочем, ранее европейские эксперты отмечали, что для транспортировки водорода могут быть использованы действующие газопроводы, в том числе и строящийся «Северный поток — 2».
В декабре 2020 года заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа, начальник управления энергосбережения и экологии «Газпрома» Александр Ишков в рамках Российско-германского сырьевого форума также сообщал, что «Газпром» предлагает реализовать на севере Германии, в районе выхода газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2», проект строительства завода по производству низкоуглеродного водорода из российского газа.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
ДРСК усиливают профилактику электротравматизма среди водителей большегрузного транспорта
С начала 2025 года зафиксировано уже 21 подобное происшествие.
Казахстан рассматривает подрядчиков из КНР и Южной Кореи вместо РФ для строительства ТЭЦ
Власти Казахстана планируют поэтапно завершить строительство этих ТЭЦ до 2032…
Газпром нефть и Университет Иннополис создадут цифровую платформу для исследования недр
Геомеханическое моделирование – один из ключевых этапов подготовки масштабных добычных…
В Китае реализуются 74% мировых проектов СЭС и ВЭС
До конца года в КНР будут введены в строй действующие…
С начала апреля Европа импортировала уже более 40 млрд куб м СПГ
При этом средние биржевые летние цены газа в ЕС находятся…
В ХМАО завершен плановый ремонт ПС 110 кВ Евра
Специалисты провели ремонт 2-х силовых трансформаторов общей мощностью 50 МВА…