Актуально
Приморские электросети подвели итоги 2025 годаБолее 10 тыс человек остались без электроэнергии в Кемеровской областиБелоярская АЭС планирует получить лицензию Ростехнадзора на сооружение БН-1200М в 2026гЦена нефти Brent на бирже ICE превысила $62 впервые с 11 декабряВНИИАЭС завершил комплексные испытания полномасштабного тренажёра для проекта БРЕСТ-ОД-300На Сургутской ГРЭС-1 завершена модернизация ЭБ-16
Российские производители и экспортеры энергетического угля получили возможность увеличить поставки в Европу и Азию по более комфортным ценам. С конца ноября энергетический уголь в Европе на условиях CIF ARA подорожал на 23%, до $70 за тонну. В Азии австралийский уголь подорожал на 32%, до $83 на базисе FOB Ньюкасл. Цены восстановились до уровней, когда российский уголь может быть рентабельно экспортирован. В 2020 году на фоне пандемии его стоимость обновляла многолетние минимумы, когда в Азии цены падали ниже $50 за тонну, в Европе — ниже $40 за тонну, пишет «Коммерсантъ».
Изменению тренда способствовало падение цен на газ, который вытеснял уголь в генерации электроэнергии в Европе. В сентябре ситуация начала меняться. Европейские цены на энергетический уголь увеличились на 50%, до $58 за тонну, достигнув уровней годичной давности. Главными выгодоприобретателями стали российские поставщики, так как для производителей из США европейские цены все еще оставались на тот момент низкими, а в Колумбии начались перебои с добычей.
В СУЭК, «СДС-Угле», «Кузбассразрезугле» на вопросы о влиянии текущих рыночных условий на экспорт не ответили. Но судя по данным железнодорожных отгрузок, экспорт угля уже резко растет. Как пояснили в ОАО РЖД, в декабре 2020 года при общем росте погрузки угля на 5,9% к аналогичному периоду 2019 года погрузка на экспорт выросла на 20%, в том числе в направлении портов Северо-Запада — на 14,5%, Юга — на 22,6%, Дальнего Востока — на 25,6%.
По итогам первых 11 дней января тенденция сохраняется, рассказывают в ОАО РЖД: погрузка угля выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспортные поставки увеличились более чем на 20%, в том числе в направлении портов Северо-Запада — на 17%, портов Юга — в 1,7 раза, Дальнего Востока — на 24%. «В условиях недозагруженности железнодорожной инфраструктуры на северо-западном направлении дальнейший рост объемов перевозок здесь будет зависеть от конъюнктуры на европейских рынках сбыта угля»,— полагают в ОАО РЖД.
Текущий рост цен стал приятным сюрпризом для рынка. Так, аналитики УГМК, в состав которой входит «Кузбассразрезуголь», говорили о возможном падении цен на энергетический уголь в Атлантическом бассейне в ноябре-декабре на 8–10%. Негативные ожидания были связаны с перспективой роста предложения угля и сокращения спроса из-за второй волны COVID-19 и новых локдаунов в Европе.
На деле, однако, эта зима в Северном полушарии оказалась холодной, особенно в Азии, что уже вызвало резкий всплеск цен на газ. В Европе спотовые цены на газ превышают $280 за тыс. кубометров, при этом уже при цене выше $200 за тыс. кубометров работа современных угольных станций становится более рентабельной, чем газовых, а при $300 за тыс. кубометров становится выгодным запуск даже 40-летних угольных блоков.
По словам Айрата Халикова из Газпромбанка, рост цен на энергетические угли связан с ростом спроса в промышленности после смягчения жестких карантинов. Вторым фактором является текущая зима в Европе и Северной Америке, которая холоднее, чем зимы 2018–2019 и 2019–2020 годов. Это привело к росту спроса на природный газ и энергетические угли со стороны электростанций и коммунальных служб, говорит аналитик. Дополнительным фактором являются перебои экспорта из Индонезии из-за погодных условий.
Аналитик отмечает, что рост цен на угли произошел в удачное время: крупные поставщики как раз готовились перезаключать годовые и полугодовые контракты и смогли договориться о более выгодных условиях. «Для российских угольщиков важным позитивным моментом является девальвация рубля в 2020 году, что позволило снизить долларовые затраты»,— полагает эксперт. Однако, добавляет он, нужно учесть, что девальвация рубля также увеличивает затраты на импорт оборудования, что в целом будет влиять негативно на инвестиционную активность и может замедлить темпы роста.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Приморские электросети подвели итоги 2025 года
Объём инвестпрограммы составил порядка 12 млрд руб.
Более 10 тыс человек остались без электроэнергии в Кемеровской области
В городе Тайга произошло отключение подстанции.
Белоярская АЭС планирует получить лицензию Ростехнадзора на сооружение БН-1200М в 2026г
Энергоблок с реактором БН-1200М планируется строить в качестве блока № 5…
Цена нефти Brent на бирже ICE превысила $62 впервые с 11 декабря
По данным на 16:46 мск, стоимость Brent росла на 2,6%,…
ВНИИАЭС завершил комплексные испытания полномасштабного тренажёра для проекта БРЕСТ-ОД-300
Его основной задачей является повышение безопасности и экономической эффективности эксплуатации…
На Сургутской ГРЭС-1 завершена модернизация ЭБ-16
Выполнена замена паровой турбины и генератора, тепломеханического и электротехнического оборудования,…