Миноритарии ФСК и МРСК предлагают слить их с Россетями

Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) попросила главу правительства Михаила Мишустина окончательно определиться с целевой структурой госхолдинга «Россети». Входящие в АПИ фонды являются миноритариями в Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями) и МРСК, тогда как контроль в них принадлежит государственным «Россетям», пишет “Коммерсантъ”.

Новая стратегия развития электросетевого комплекса до 2035 года, по мнению ассоциации, недостаточно четко описывает его будущее. Инвесторы предлагают два варианта. Первый — поэтапное, начиная с пилотных проектов, расширение участия частного капитала в распределительных сетях через приватизацию, что «сделает возможным привлечение частного финансирования без государственной поддержки, а также повышение эффективности сектора путем вовлечения профессиональных частных операторов».

Второй — поэтапное объединение ФСК и всех МРСК, а также территориальных сетевых организаций на базе «Россетей» с переходом на единую акцию. Создание крупной публичной компании с высокой капитализацией приведет к оптимизации стоимости привлечения финансирования без господдержки, сокращению дублирующих служб на уровне «Россетей» и их дочерних структур, говорится в письме АПИ. Однако, отмечают инвесторы, это потребует выкупа акций у несогласных миноритарных акционеров. Совокупная стоимость free float МРСК и ФСК сейчас составляет 140 млрд руб.

В пресс-службе Белого дома подтвердили, что письмо АПИ поступило в аппарат правительства и находится в проработке. В «Россетях» сообщили, что с замечаниями АПИ не знакомы, указанные предложения «требуют взвешенной оценки».

МРСК планировалось передавать частным инвесторам еще во времена ликвидированного в 2008 году РАО «ЕЭС России». В ходе реформы распределительный сетевой комплекс был поделен между 11 МРСК. Под обещания будущей приватизации, а также изменения системы регулирования тарифов частные инвесторы и входили в капитал МРСК. Предполагалось, что мораторий на продажу государством контрольных пакетов в распредсетях будет снят сначала в 2010 году, потом в 2015 году, но до сих пор эти активы остаются в собственности государства и активной дискуссии в правительстве по вопросу возобновления приватизации нет. Еще одной формой привлечения частных игроков в электросети была передача распредсетей в управление независимым инвесторам, но она также осталась невостребованной после единственного эксперимента, когда в 2012–2015 годах французская EdF брала под управление электросети ТРК.

Как пояснил исполнительный директор АПИ Александр Шевчук, сейчас на рынке есть понимание, что в текущих реалиях приватизация маловероятна, хотя и наиболее выгодна обеим сторонам. При этом холдинговая структура неэффективна за счет излишних расходов на управление, огромной бюрократии в согласовании решений, а также отсутствия экономических стимулов у самих «Россетей» как менеджера процесса. Новая компания, по его мнению, способна получить со стороны рынка более адекватную оценку своих активов и оптимизировать работу с капиталом.

По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», если сравнивать среднюю маржинальность бизнеса по EBITDA генерации и сетей в 2016–2019 годах, то для ОГК показатель составил 28%, ТГК — 23%. Электросети находятся на сравнимом уровне — 28%, но только за счет ФСК, чей вклад составляет 53%. Маржинальность МРСК при этом составляет всего 13% (без учета активов на хронически убыточном Северном Кавказе — 18%), а инвестиции практически по всем МРСК превышают операционный денежный поток в каждый год за последние пять лет.