ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Минфин и Минэнерго спорят о финансировании переработки СУГ

Как стало известно, Минфин готов согласовать доработанную Минэнерго «дорожную карту» по развитию нефтегазохимического комплекса до 2025 года, если в документ будет внесен пункт о введении с 1 января 2023 года НДПИ на ПНГ, доходы от которого станут источником для льгот на СУГ. Также, говорится в письме заместителя главы Минфина Ильи Трунина, министерство просит перенести сроки подготовки законопроекта с января 2020 года на июль, пишет «Коммерсантъ».

Речь идет о законопроекте, предусматривающем обратный акциз на СУГ и этан, а также инвествычет для нефтепереработки в качестве мер поддержки нефтегазохимической отрасли, утвержденных год назад премьером Дмитрием Медведевым. Согласовать параметры министерства должны были еще в марте 2019 года для этана и в сентябре — для СУГ. Минфин и Минэнерго смогли договориться о размере поддержки: субсидия на этан составит 9 тыс. руб. на тонну, для СУГ — 4,5 тыс. руб. на тонну с ростом до 7,5 тыс. руб. к 2026 году. Выплаты положены проектам, введенным после 2022 года, либо тем, кто вложил более 65 млрд руб. в модернизацию.

Но чиновники не согласовали источник финансирования. В Минэнерго считали, что уплачивать акциз государство сможет из бюджета, как альтернативу предложив вдвое снизить для нефтяников норму сжигания ПНГ, а дополнительные штрафы направить на поддержку переработки СУГ. Но в начале декабря 2019 года уплачивать акциз было решено все же за счет НДПИ на ПНГ, размер которого предполагался 50 руб. за 1 тыс. кубометров в 2022 году с ростом до 150 руб. к 2026 году. Как отмечает в письме в правительство замминистра энергетики Павел Сорокин, в утилизацию ПНГ и развитие его глубокой переработки вложены значительные средства. А введение НДПИ на этот вид сырья приведет к его подорожанию для конечных потребителей, так как добывающие компании переложат на них затраты.

В Минэнерго отмечают, что предоставление льгот на СУГ и этан обеспечат дополнительные 12 млн тонн нефтехимической продукции, $7 млрд несырьевого экспорта и $50 млрд инвестиций в течение десяти лет. Если компании реализуют заявленные проекты, пишет господин Сорокин, их инвестиции в 2020–2030 годах суммарно могут составить 3,1 трлн руб., около 2,2 трлн руб. придется на проекты на СУГ и этане. В связи с этим Минэнерго считает, что льготы на СУГ не требуют дополнительного источника финансирования. Сроки введения льгот, учитывая высокую стадию готовности законопроекта, в Минэнерго согласны сдвинуть до конца февраля.

Очередное обсуждение льгот на этан и СУГ состоится 6 февраля на совещании у нового курирующего вице-премьера Юрия Борисова, сообщили источники. Дмитрий Акишин из VYGON Consulting отмечает, что компании, рассчитывающие на льготы после 2022 года, должны уже сегодня принимать решения даже по проектам модернизации, не говоря уже о таких новых крупных мощностях, как ГХК в Усть-Луге Артема Оболенского, Амурский ГХК СИБУРа и Иркутского завода полимеров, запуск которых вряд ли возможен раньше 2024 года. При этом, по его расчетам, без мер поддержки доходность таких нефтехимических проектов вряд ли превысит 8–10%. Евгения Дышлюк из Газпромбанка отмечает, что любые варианты коммерческого использования ПНГ требуют существенных инвестиций в инфраструктуру и введение НДПИ на ПНГ делает монетизацию попутного газа еще менее выгодной для нефтегазовых производителей. По мнению эксперта, это наиболее негативно отразится на «Газпром нефти» и «Роснефти».

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх