Минэнерго и Минфин не могут согласовать налоговые льготы по Приобскому месторождению

Минэнерго выступает против законопроекта Минфина о применении формульного подхода к размеру налогового вычета для Приобского месторождения, разные части которого разрабатывают «Роснефть» и «Газпром нефть». Минэнерго поддерживает позицию компаний, согласно которой они должны получать фиксированный вычет из НДПИ в размере 46 млрд руб. для «Роснефти» и 13,5 млрд руб. для «Газпром нефти» в течение десяти лет. Взамен нефтекомпании обещали увеличить инвестиции в разработку месторождения, что должно принести 100 млн тонн дополнительной добычи, пишет “Коммерсантъ”.

Северную часть Приобского месторождения разрабатывает «Роснефть», южную — «Газпром нефть» с извлекаемыми запасами 1 млрд тонн и 460 млн тонн соответственно. Льготы НДПИ для этих компаний летом прошлого года были одобрены президентом РФ Владимиром Путиным.

В конце прошлого года Минфин внес в правительство законопроект о налоговом вычете для Приобского месторождения. Ведомство предложило рассчитывать вычет по формуле. Вычет не будет предоставляться, если цена нефти окажется ниже, чем в бюджетном правиле ($42,4 за баррель в 2020 году). Если цена будет выше, вычет будет пропорционально расти вплоть до цены $65 за баррель, при которой достигнет размера 60 млрд руб.

Согласно бюджетному правилу, при цене нефти ниже базовой все нефтегазовые доходы поступают в федеральный бюджет, если же цена нефти превышает базовую, дополнительные доходы идут в ФНБ. Таким образом, предложенный Минфином механизм позволяет не затрагивать базовые доходы бюджета, а вычет фактически будет финансироваться из средств, направляемых в ФНБ. До этого Минфин предлагал компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет введения НДПИ на попутный нефтяной газ по ставке 385 руб. за 1 тыс. кубометров, против чего выступила вся отрасль.

Предполагалось, что налоговый вычет по НДПИ для Приобского месторождения начнет действовать уже в 2020 году, однако вопрос так и не был урегулирован. «Либо он будет действовать задним числом с 1 января, либо будет немножко сдвинуто запланированное начало действия льгот»,— упоминал в декабрьском интервью глава департамента Минфина Алексей Сазанов.

Поскольку Минэнерго несогласно с подходом Минфина, вопрос снова будет обсуждаться, вероятно, на уровне главы правительства. По словам одного из собеседников, предполагается провести согласительное совещание. Другой источник утверждает, что совещание планировалось провести еще в прошлом году, но этого сделать не успели. В Минэнерго на запрос не ответили. В Минфине сообщили, что «представили свои предложения на рассмотрение».

Поскольку правительство РФ 15 января ушло в отставку, а его новым главой, видимо, станет руководитель ФНС Михаил Мишустин, совещание едва ли состоится в ближайшее время. Для этого необходимо будет как минимум назначить курирующих вице-премьеров и утвердить сферы их полномочий.

Минфин предлагает предоставлять вычет только в том случае, если цена на нефть будет ниже заложенной в бюджет — это минимизирует риски недополучения бюджетных расходов, но такой подход менее выгоден для компаний, если цена на нефть будет невысокой, указывает Дмитрий Маринченко из Fitch. Фиксированный вычет означает гарантированный «бонус» для получателей льгот, но приведет к выпадению бюджетных доходов — естественно, для Минфина он менее предпочтителен. Ситуация, при которой одни компании получают льготы за счет других участников отрасли, как было бы в случае введения НДПИ на попутный газ, является очень некрасивой, считает аналитик, поэтому предложение Минфина, в рамках которого дополнительных налогов вводить будет не нужно, может стать неплохим компромиссом.