ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Роснефть «удочерила» Башнефть: что дальше?

Об интересе Роснефти к активам Башнефти стало известно чуть более двух лет назад, когда в СМИ появились сообщения о визите бывшего главы Роснефти Эдуарда Худайнатова к владельцу АФК Система Владимиру Евтушенкову, который на тот момент имел контрольный пакет башкирской нефтяной компании (71,6%). По слухам, переговоры о продаже Башнефти тогда провалились, после чего возникло громкое дело Евтушенкова. Совпадение? Не думаю. Так или иначе, Владимир Петрович просидел под домашним арестом ровно три месяца и был вынужден вернуть Башнефть государству.

Наступает 2016 год, и российский президент Владимир Путин объявляет о новой волне приватизации госкомпаний в стране, в список которых помимо всего прочего попала и Башнефть. Претендентов на нее в общей сложности было девять, но главным из них назывался ЛУКОЙЛ, по крайней мере так было на первых порах, пока летом не стало известно, что Роснефть также получила предложение участвовать в конкурсе. Позже Игорь Сечин подтвердил интерес к покупке, объяснив это тем, что вскоре будет продан и пакет самой Роснефти, и если к тому времени компания купит Башнефть, то продать свои акции можно будет дороже. Забегая далеко вперед, отмечу, что правительство, а затем и президент Владимир Путин допустили возможность выкупа самой Роснефтью госпакета своих акций у Роснефтегаза.

Но вернемся все-таки к хронологической последовательности. В середине августа Дмитрий Медведев внезапно объявил, что приватизация Башнефти откладывается на неопределенный срок. По неофициальным данным, перенос был связан с тем, что первоначально предполагалась продажа актива единым пакетом в 75% с учетом принадлежащих правительству Башкирии 25%, однако башкирские власти выступили против. По другой версии, продажу отложили из-за споров в правительстве, имеет ли право Роснефть, будучи фактически госкомпанией, принимать участие в приватизации Башнефти. Однако осенью российское правительство вновь возобновило процесс приватизации, приостановленный в августе, и на сей раз довело его до логического завершения.

В конце сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов в ходе Международного инвестиционного форума в Сочи заявил, что планируется продать весь пакет Башнефти, принадлежащий российскому правительству (50,08%), а полторы недели спустя премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продаже этого пакета Роснефти за 329,7 млрд руб. Таким образом, Роснефть купила обыкновенные акции Башнефти на 24% дороже средней цены на бирже за последние шесть месяцев, а один из основных крупных претендентов на покупку госдоли башкирской компании ЛУКОЙЛ отказался от участия в конкурсе на проведение сделки из-за слишком высокой цены актива.

Роснефть официально заявила о том, что покупка госпакета Башнефти позволит компании увеличить объем добычи жидких углеводородов на 10%, а переработку нефти — на 20%. По разным оценкам, эта сделка позволит Роснефти расширить долю на российском рынке добычи нефти с 38% до 40-42%, а на рынке переработки — с 30,0% до 35-37%. Если значительный синергетический потенциал, на который указывает компания, действительно реализуется, то у Роснефти, имеющей достаточные средства, может появиться прекрасная возможность выгодно выкупить собственный пакет у Роснефтегаза и перепродать его на пике цены, когда будет много возможностей получить хорошую прибыль. С точки зрения бизнеса это вполне разумно, но вот реально ли? Поживем — увидим.

Если акциям Роснефти после состоявшейся сделки ничего серьезного не угрожает, и есть смысл удерживать их и дальше, то у владельцев бумаг Башнефти появилось немало поводов для тревоги. Обыкновенные акции башкирской компании с начала месяца подешевели примерно на 10%, что связано главным образом с опасениями миноритарных акционеров по поводу оферты о выкупе акций от Роснефти. Если вспомнить, чем закончилась подобная история для миноритариев ТНК-BP, эти опасения выглядят небезосновательными, тем более что Игорь Сечин решил отложить этот вопрос на потом, а в прессе активно обсуждаются возможные лазейки, которые вообще позволят Роснефти избежать оферты. В этой ситуации лучшим решением для инвесторов будет продажа обычки Башнефти, пока цена на нее упала не слишком низко. Игра не стоит свеч.

С префамами история немного другая. Их котировки опустились за последний месяц примерно на четверть, и склонным к риску инвесторам есть смысл подкупать их на текущих уровнях в расчете на сохранение дивидендных выплат примерно на прошлогодних уровнях. В качестве одного из определяющих аргументов в пользу этой рекомендации можно отметить хорошие отношения Игоря Сечина и главы Башкирии Рустэма Хамитова, которые позволяют надеяться не только на дивиденды от республиканского пакета (25% плюс одна акция Башнефть), но и на налоговые поступления и финансирование программ развития нефтеперерабатывающего комплекса республики, на которой лежит большая промышленная и экологическая нагрузка.

Если исходить из текущих котировок префов Башнефти и ориентироваться на уровень прошлогодних дивидендных выплат, то доходность по ним оценивается выше 10%. Однако не стоит забывать и о главном риске таких инвестиций. Возможность Башнефти продолжать выплачивать дивиденды в размерах, хотя бы сопоставимых с дивидендами за 2015 год, которые составили 164 руб. по обоим типам акций, остается под вопросом. Опасения, что Роснефть после покупки Башнефти вообще перестанет платить дивиденды, вовсе не беспочвенны, ведь такое уже произошло, когда крупнейшая отечественная нефтяная компания приобрела ТНК ВР в 2013 году. В этой связи я советую консервативным инвесторам держать привилегированные акции Башнефти, но избегать их покупки.

Таким образом, рекомендация по бумагам Роснефти и префам Башнефти — «держать», а вот ее обычку лучше продать.

Козлов Юрий, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх