Бесконечная последняя миля лишает сил МРСК

На совещании у президента по электросетевому комплексу была поднята проблема перекрестного субсидирования. Владимир Путин убедительно попросил коллег «решить вопрос». Однако как решить его так, чтобы ограничить влияние на тарифы для населения, а также сохранить необходимый для реализации инвестиционных программ объем валовой выручки МРСК, пока неясно.

Судебные тяжбы сетевиков с крупнейшими потребителями, нежелающими больше субсидировать население через механизм последней мили, продолжаются, а выигранные потребителями дела приводят к огромным выпадающим доходам ряда МРСК.

Чтобы прояснить масштаб проблемы, достаточно обозначить несколько цифр. Согласно данным, представленным Энергетическим центром Сколково, в 2011 году совокупный объем переплаты субсидирующих групп потребителей составил 323,9 млрд руб. без НДС, из них почти 20% (58,6 млрд руб.) приходится на договоры аренды последней мили. Потери роста ВВП России из-за перекрестного субсидирования эксперты Сколково оценили в 0,8%, или 451,5 млрд руб.

Всего на перекрестное субсидирование через тарифы РСК приходится 263,9 млрд руб., то есть более 80% от всего его объема. Для потребителей, присоединенных к объектам последней мили, услуги по передаче электроэнергии обходятся в среднем в 3,6 раза дороже, чем если бы они платили бы по тарифам магистральных сетей.

С точки зрения президента, главным ориентиром должно выступить недопущение «необоснованного роста тарифов на электроэнергию для населения и малого бизнеса». Что ж, необоснованным рост определенно не будет: увеличение тарифов на передачу для населения после отмены мили неизбежно, и его обусловит потребность сохранить выручку МРСК.

Частично выпадающие доходы МРСК планируется компенсировать за счет более высоких тарифов за превышение вводимой социальной нормы. Это приведет увеличению платежей населения, так как превышение соцнормы будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу. Как следствие, повысится выручка, которую сбытовые компании смогут получать от населения, а это позволит нарастить долю сетевых компаний в этой сумме. Таким способом будет компенсирована часть выпадающих доходов МРСК.

Ликвидировать «перекрестку» и последнюю милю планируется уже к началу 2014 года, а это весьма короткий для энергетиков срок. С учетом того, что 2012 год оказался провальным с точки зрения выработки последовательной стратегии ухода от мили, думаю, не стоит рассчитывать, что проблема будет окончательно разрешена и в текущем году.

Недавний вердикт ВАС по делу ЧЭМК против МРСК Урала также поставил под сомнение скорое разрешение вопроса. Дело в том, что фактически прецедентов для принятия судебных решений, связанных с этой схемой, в пользу потребителей уже набралось предостаточно, но отказ от последней мили постоянно откладывается. Четкую и ясную политику в этом отношении правительство до сих пор не выработало, но, судя по развитию ситуации вокруг крупнейших потребителей, власти все еще не готовы к уходу от «перекрестки» в сетях. Хотя в долгосрочной перспективе последняя миля будет отменена, в тех регионах, где наиболее остро стоит вопрос об отказе крупных потребителей от оплаты услуг МРСК, будут затягиваться судебные разбирательства. И в первую очередь это касается МРСК Центра, МРСК Сибири и МРСК Урала. Весьма вероятно, что количество исков против МРСК по-прежнему будет только расти.

Однако с любопытным предложением недавно выступило Минэнерго, предложившее сделать договоры последней мили добровольными и, таким образом, с нового года разрешать ФСК ЕЭС передачу сетевого имущества в аренду МРСК только с согласия потребителя. Но очевидно, что по собственной инициативе промышленные потребители, которые сейчас судятся с МРСК за право заключать прямые договоры с ФСК, на последнюю милю не пойдут. Предложение Минэнерго все же дает основания предполагать, что ведомство будет всячески стараться продлить милю до 2016-2017 года. Ведомство сообщает, что отмена договоров последней мили затрагивает 53 региона, и в 13 из них это приведет к серьезным негативным последствиям.

Таким образом, реализовать поручение президента, совместив отмену перекрестного субсидирования в сетях со снижением тарифов на передачу электроэнергии для населения, пока кажется невозможным. В таких регионах, как, например, Урал, тариф на передачу в текущем году уже будет вырастет больше, чем в среднем по РФ. Это связано с тем, что ФСТ, очевидно, уже включила выпадающие доходы от прекращения договоров последней мили в рост тарифов для населения.

Такая поддержка ухудшившимся из-за проблем с милей финансовым показателям МРСК Урала должна благоприятно сказаться на ее рыночной капитализации в долгосрочной перспективе. Ушедший год компания закрыла со снижением выручки на 6% г/г, до 51,3 млрд руб., и падением чистой прибыли на 75% — до 625,8 млн руб. При этом потребление в ОЭС Урала за прошлый год выросло на процент.

Целевая цена МРСК Урала — 0,19 руб., что на данный момент предполагает отрицательный потенциал роста.

Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе

Теги: