Будущая нехватка воды из-за строительства Рогунской ГЭС может стоить Узбекистану $600 млн. убытков ежегодно в сельском хозяйстве, снижения валового внутреннего продукта (ВВП) на 2%, и оставить 300 тысяч людей безработными. К такому выводу пришла группа исследователей из США, проанализировавших возможное влияние запуска Рогунской плотины на экономику Узбекистана, сообщает Международный журнал водных ресурсов и экологической инженерии. Авторы — Шохрух-Мирзо Джалилов из Университета Нью-Мексико, Томас М. ДеСаттер и Джей Лейч из Университета Северной Дакоты — отмечают при этом, что если Узбекистан изменит существующую практику использования водных ресурсов и увеличит эффективность использования воды, то потенциальные потери от нехватки воды могут быть снижены на 40%.
Исследователи оценили два сценария — наихудший и наиболее вероятный, когда водохранилище Рогунской ГЭС наполнится и будет работать в полном режиме. Для заполнения Рогунского водохранилища потребуется 12,4 года, и этот этап не будут иметь существенного влияния на сельское хозяйство Узбекистана. В это время будет захвачено около 2% от среднегодового стока реки Амударьи. Основное влияние Рогунской ГЭС будет заметно при полном режиме накопления воды в летний период и спуска воды в зимний период.
С работающей в режиме полной выработки электроэнергии Рогунской ГЭС, уровень реки Амударья летом, по прогнозам, сократится на 18% и увеличится на 54% в зимний период. Это говорит о том, что: с мая по сентябрь (оросительный сезон) Узбекистан будет иметь дефицит воды, а с сентября по май будет наблюдаться излишек воды, который может привести к наводнениям.
Технико-экономическое обоснование, проведенное немецкой строительной компанией Lahmeyer International, выделяет три отдельных этапа в строительстве Рогунской ГЭС:
I этап — высота плотины будет 225 м с общим объемом водохранилища 2,78 куб. км и полезным объемом хранения 1,92 куб. км, производимая мощность 1000 МВт (это даст 5,6 млрд. кВт-ч /год электроэнергии на выходе);
II этап — высота плотина увеличится до 285 м (общий объем — 6,78 куб. км и полезный объем — 3,98 куб. км;
III этап — высота плотины достигнет 335 м (водохранилище объемом в 13,3 куб. км и полезный объем — 10,3 куб. км).
При этом считается, что ни I, ни этап II этап не будут иметь пагубные последствия для Узбекистана, а III этап будет угрожать сельскохозяйственному сектору Узбекистана.
Сценарий «наихудшего случая» предполагает, что ирригаторы Узбекистана будут придерживаться их нынешней модели использования водных ресурсов. Этот сценарий явно не выгоден для экономики Узбекистана — так как придется вывести из сельхозоборота 506 тыс. га (около 11% орошаемых сельскохозяйственных земель), что означает 336 тыс. людей могут потерять работу. В результате ВВП Узбекистана сократится на 2,2%, доходы государства уменьшатся на 6,9%, а экономический рост, скорее всего, снизится.
Сценарий более «вероятных событий» предполагает, что в Узбекистане будут проводиться реформы в сельском хозяйстве, в частности, в ирригации и орошении, чтобы сбалансировать потенциальную нехватку воды. Этот сценарий позволяет Узбекистану воспользоваться временем, чтобы снизить сельскохозяйственное потребление воды на 15% за 12 лет наполнения Рогунского водохранилища и уменьшить негативное влияние. Как правило, сокращение потребления воды на 15% позволит снизить негативное воздействие на 40%, что значит Узбекистан может изъять только 314 тыс. га орошаемых земель по сравнению с 506 тыс. га, если ничего не делать. При этом, это сокарщение приведет к снижению: 1) числа безработных — до 208 тыс. человек, 2) ВВП страны — на 1,4% и 3) доходов бюджета — на 4,3%. Хотя этот сценарий также влечет к негативным последствиям, этот отрицательный эффект уменьшится при адекватном планировании.
Каждая страна имеет право осуществлять политику, которая наиболее выгодна для населения и будет отражать тенденции экономического развития. Независимо от позиции Узбекистана, Таджикистан будет продвигать строительство Рогунской ГЭС и, таким образом, правительство Узбекистана должно сосредоточить будущие стратегии развития на изменение практики использования воды в сельском хозяйстве, введении цен на воду и применении передовых практик орошения, а не наиболее часто используемый бороздовый полив.
Доходы, которые можно ожидать от цен на воду, должны строго контролироваться и направляться для реформ в управлении водными ресурсами и подготовку кадров среднего и нижнего звена управления в ирригации.
Другим решением может быть то, что Таджикистан будет делиться с Узбекистаном доходом от производства электроэнергии. В этом случае, эти две страны должны определить и заключить соглашение о том, какой доход Узбекистан может потерять в связи с Рогунской ГЭС и, возможно, получать компенсацию от Таджикистана в виде энергии. Этот сценарий может быть выигрышным как для Таджикистана, так и для Узбекистана.
Тем не менее, этот случай нуждается в сильной политической воле правительств обеих стран, чего в настоящее время не наблюдалось.
Другой вывод заключается в том, что уровень реки Амударьи может увеличиться в зимний период, что может привести к затоплению земель вниз по течению.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.