ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Михаил Фридман отставился по-крупному

Тлеющий уже четыре года конфликт акционеров ТНК-ВР — консорциума AAR и ВР — разгорелся с новой силой. Михаил Фридман покидает пост председателя правления компании, который должен был занимать до конца 2013 года. Акционеры опять разошлись во взглядах на управление ТНК-ВР — из-за отсутствия кворума в совете директоров основные решения принимались менеджментом, что не устраивало ВР. Отставка господина Фридмана развяжет AAR руки в очередном витке борьбы с ВР, а решить конфликт, по мнению источников, может только изменение структуры акционеров ТНК-ВР, пишет «Коммерсантъ».

Председатель правления и совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман покидает свой пост, сообщила вчера компания. Соответствующее письмо он направил ее акционерам — консорциуму AAR (Alfa group, Access/Renova) и ВР. Решение об отставке вступит в силу через 30 дней. В AAR ситуацию не комментируют. В ВР заявили, что «сложившаяся ситуация не скажется на операционной деятельности ТНК-ВР, так как Михаил Фридман не занимался повседневным управлением компанией».

Михаил Фридман должен был руководить ТНК-ВР до конца 2013 года. Об этом акционеры компании договорились еще в феврале. Тогда они приняли новую схему управления ТНК-ВР, которая понадобилась после того, как ее совет директоров покинули два участника — экс-канцлер Германии Герхард Шредер и бывший топ-менеджер Rio Tinto Джеймс Ленг. Они не хотели принимать решения по поводу обращения ТНК-ВР в Высокий суд Лондона с исками к совладельцам компании.

AAR обвиняет ВР в нарушении акционерного соглашения в ходе прошлогодней попытки создать стратегический альянс с «Роснефтью» через обмен акциями и совместную работу на шельфе. ВР, в свою очередь, обвинила в нарушении документа Renova Виктора Вексельберга, которая не предложила свои нефтегазовые активы ТНК-ВР. Сейчас разбирательства по обоим искам идут в Стокгольмском арбитраже, решение о выплате компенсации ТНК-ВР должен принимать Высокий суд Лондона.

Но процесс поиска новых участников совета директоров затянулся. «Если в 2009 году BP понадобился лишь месяц, чтобы назначить своего независимого директора, то сейчас это заняло полгода. Тем временем совет директоров остается без кворума, и скорее всего, это надолго. Третий независимый директор не назначен, его поиски даже не начались»,— говорит источник, близкий к ААR. На прошлой неделе был согласован кандидат от ВР — бывший топ-менеджер Shell Эверт Хенкес.

Но основную роль при решении спорных вопросов, возникающих между акционерами, играет в первую очередь отсутствующий третий независимый директор, говорит источник, а на его поиск и утверждение уйдет не меньше полугода. И в это время из-за отсутствия кворума в совете ТНК-ВР не сможет принимать решения. «ВР умышленно тормозила назначение третьего независимого директора. Как только совет приобретет кворум, менеджмент вынесет на голосование подачу иска к BP о возмещении ущерба из-за сделки с «Роснефтью»»,— говорит источник, близкий к AAR.

Кроме того, пока совет директоров лишен кворума, ВР предпринимает попытки неконструктивного вмешательства в повседневную деятельность ТНК-ВР, утверждает собеседник, близкий к AAR. По его словам, британская компания рассылает менеджерам письма с угрозами судебных преследований, если те будут принимать решения без согласования с BP. «Михаил Фридман не готов работать в таких условиях»,— говорит собеседник. Но источник, близкий к ВР, наоборот, уверяет, что «было много конфликтных вопросов», которые господин Фридман решал единолично. При этом у ВР была возможность предъявить к нему юридические претензии, уточняет собеседник, и Михаил Фридман в такой ситуации решил не рисковать.

ВР настаивает на том, чтобы все решения одобрялись акционерами напрямую, добавляет другой собеседник. Однако это не устраивает AAR и менеджмент компании. «В этом случае у ВР возникает право вето по всем важным решениям, которые требуется принять менеджменту компании»,— считает источник, близкий к AAR. По его словам, все это привело к полному коллапсу системы корпоративного управления ТНК-ВР.

Теперь управлять ТНК-ВР будет менеджмент по доверенностям от господина Фридмана. Доверенности продолжат действовать до момента, пока их не отзовет новый председатель правления. Получит доверенности целый ряд менеджеров: это и совладельцы компании Герман Хан и Виктор Вексельберг, и исполнительные вице-президенты Александр Доддс, Альфредо Барриос и Джонатан Мьюир. «Они будут принимать решения по тем вопросам, которые курируют»,— говорит источник, близкий к ТНК-ВР.

По словам представителя ВР, акционеры теперь начнут совместный поиск нового руководителя компании. Но, уточняет другой собеседник, «быстро этот вопрос не решить». По неофициальной информации, в ТНК-ВР может вернуться Максим Барский — в 2011 году он должен был возглавить компанию, но согласовать назначение не удалось, и топ-менеджер уволился. Какую должность предложат господину Барскому на этот раз, собеседники не уточняют.

Аналитик UBS Константин Черепанов считает, что уход Михаила Фридмана с должности руководителя ТНК-ВР на операционном управлении компанией действительно никак не отразится, зато позволит обезопасить AAR от юридических претензий со стороны ВР, если консорциум продолжит активные действия против британской компании.

Конфликт акционеров ТНК-ВР длится уже четыре года, то затихая, то обостряясь. «Чтобы компания нормально управлялась, должна быть изменена структура ее акционеров, паритетная форма владения изжила себя»,— считает собеседник, близкий к AAR. При этом консорциум сокращать свою долю в «успешном бизнесе» не намерен. Но в ВР также уверяют, что не собираются выходить из капитала ТНК-ВР. Собеседник в правительстве добавляет, что госкомпании на акции ТНК-ВР не претендуют. «»Роснефть» делала интересное предложение в прошлом году, но сейчас компания столько денег уже не стоит»,— поясняет он. По мнению собеседника, AAR продолжит «использовать различные рычаги давления на ВР» и уход Михаила Фридмана — не последний поворот в развитии событий: «Корабль готовится к шторму».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх