Новости энергетики 16+

Электросетям устроили «черную пятницу»

ФСК и Холдинг МРСК 11 мая потеряли почти 10% стоимости. К распродаже бумаг привело намерение правительства создать на основе ФСК единый центр управления сетями, передав ей в управление Холдинг МРСК. Пока речь о слиянии не идет, но аналитики рассматривают и такие сценарии. Лишая холдинг самостоятельности, правительство говорит обо всем спектре проблем сетевого комплекса, но оставляет без внимания так и не решенный пока вопрос о планировавшейся приватизации МРСК, пишет «Коммерсантъ».

Намерение правительства передать Холдинг МРСК (ХМРСК; владеет государственными распределительными электросетями) под управление Федеральной сетевой компании (ФСК; принадлежат магистральные электросети), о котором стало известно поздно вечером в четверг, в пятницу привело к резкому падению котировок акций обеих компаний. По итогам торгов на ММВБ 11 мая обыкновенные акции Холдинга МРСК упали почти на 10%, бумаги ФСК — на 8,5%.

Решение создать многоступенчатую структуру управления государственными электросетями оказалось одним из последних поручений Владимира Путина на посту премьера. Он подписал соответствующее указание еще 26 апреля, но в министерства, которым придется его исполнять, бумаги были отправлены лишь 10 мая, уже после инаугурации. Правительству и Минэкономики поручено подготовить директивы к собраниям акционеров Холдинга МРСК и советам директоров холдинга и ФСК, по которым функции единоличного исполнительного органа холдинга будут переданы ФСК. Сейчас Холдинг МРСК возглавляет Николай Швец, занимающий этот пост с 2009 года. Главой ФСК остается Олег Бударгин.

Формально поручение требует лишь передать ФСК управление распределительным сетевым комплексом, но, как будут развиваться события дальше, участникам рынка пока неясно. Поручение Владимира Путина последовало за письмом курировавшего энергетику вице-премьера Игоря Сечина. В письме говорится о ряде системных проблем сетевого комплекса, связанных с высокими тарифами, недостатком инвестиций, техническим присоединением потребителей и так далее, но, например, вообще не упоминается возможность приватизации межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Также неясно, предполагается ли сохранить на длительный срок трехступенчатую «пирамидку» управления отраслью (ФСК—ХМРСК—МРСК) или как-то ее реорганизовать (например, путем объединения ФСК и ХМРСК).

По мнению Екатерины Трипотень из БКС, возможны три сценария: передача ХМРСК (или только отдельных МРСК) в управление ФСК; слияние ХМРСК и ФСК; внесение контрольного пакета холдинга в капитал ФСК. Эксперт отмечает, что сначала виделся риск ликвидации холдинга как ненужной прослойки, но, по мнению аналитика, технически это можно сделать только определенным образом (как при ликвидации «РАО ЕЭС России» — раздавая всем акционерам холдинга акции отдельных МРСК). Тогда государство получит меньше контрольной доли в каждой МРСК, поэтому это маловероятно, считает госпожа Трипотень. В обзоре Александра Корнилова и Элины Кулиевой из Альфа-банка отмечается, что «идея слияния МРСК с ФСК не укладывается в планы приватизации МРСК». Аналитики ожидают негативной реакции рынка в отношении акций ХМРСК.

Но Александр Селезнев из «ВТБ Капитала» полагает, что реакция рынка на новость о передаче ХМРСК в управление ФСК «выглядит чрезмерной». По его мнению, для ФСК получение ХМРСК в управление может оказаться положительным фактором, поскольку компания получает дополнительные рычаги, например, в сфере раздела «тарифного пирога». По мнению госпожи Трипотень, «с точки зрения ФСК сценарий с передачей управления нейтрален».

При различных вариантах слияния компаний ситуация будет зависеть от оценки вносимых активов, добавляет она. По мнению аналитиков Альфа-банка, потенциальная консолидация дополнительных активов «может добавить некоторую стоимость для акционеров, если ФСК удастся получить данные активы по текущим сниженным ценам МРСК». С другой стороны, добавляют эксперты, большинство инвесторов отдают предпочтение ФСК ввиду простоты и ясности инвестиционного профиля и в противовес другим вариантам с «консолидацией активов» (например, «Интер РАО» или «РусГидро»). Таким образом, фактор консолидации может сделать профиль компании более сложным и рисковым, а следовательно, менее предпочтительным для некоторых инвесторов.

Александр Селезнев также отмечает, что единый центр управления может дать некий толчок для того, чтобы начать реформу распредсетевого комплекса, поскольку немногое, что было сделано в секторе с 2008 года,— это лишь переход на RAB-тарифы. Полноценной стратегии у ХМРСК так и не появилось.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх