Новости энергетики 16+

ЛУКОЙЛ ведет переговоры о покупке доли в «Западной Курне-1»

У ЛУКОЙЛа появился шанс расширить свое участие в освоении ирак­ской нефтяной провинции Западная Курна. Как стало известно РБК daily, до конца года компания может стать партнером британской Shell в проекте «Западная Курна-1», выкупив вместе с ней долю у американской ExxonMobil. Доля ЛУКОЙЛа в проекте может составить 37,5%. Сейчас ЛУКОЙЛ имеет 56,25% в проекте освоения месторождения «Западная Курна-2».

По словам источников в неф­тяной отрасли, ЛУКОЙЛ ведет переговоры о покупке доли ExxonMobil в «Западной Курне-1» (сейчас американцы владеют 60% в проекте). Часть пакета американского гиганта выкупит Shell. «С большой долей вероятности сделка будет закрыта до конца года. ЛУКОЙЛ получит 37,5%», — говорит один из собеседников. Столько же будет у Shell, у которой пока только 15%. 25% останется у государственной компании Ирака North Oil Company.

«Западная Курна-1» (запасы 8,7 млрд барр. нефти) выставлялась на продажу дважды. В июне 2009 года аукцион был признан несостоявшимся, поскольку стоимость выкупа дополнительно добытой нефти, предложенная иракскими властями, показалась компаниям слишком низкой — от 1,9 до 2,3 долл. за баррель. ЛУКОЙЛ, который претендовал на участие в проекте вместе с американской ConocoPhillips, просил 6,49 долл., затем снизил эту сумму, но контракт так и не получил. Осенью «Западная Курна-1» досталась консорциуму ExxonMobil и Shell.

Зато ЛУКОЙЛ получил другое крупное и не менее желанное месторождение — «Западная Курна-2» с запасами 12,9 млрд барр. Доля российской компании составила 56,25%, а норвежской Statoil — 18,75%. Срок действия контракта — 20 лет с возможностью продления на пять лет. Суммарные инвестиции в проект на 2011—2013 годы оцениваются в 5 млрд долл. Но глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил тогда, что инфраструктура «Западной Курны-1» и «Западной Курны-2» подталкивает к тому, чтобы у них был единый оператор.

Шанс на то, что ЛУКОЙЛ сможет получить проект «Западная Курна-1», появился после того, как ExxonMobil подписала ряд контрактов на работу по разведке нефти и газа с иракским Курдистаном, не признаваемым властями Ирака. В ответ Багдад пригрозил введением санкций против американской компании, мотивируя это тем, что соглашение с Курдистаном является нарушением контракта. «У нас есть много вариантов. Возможно, что Shell или любая другая компания может заменить Exxon в проекте разработки «Западной Курны-1», — говорил на днях глава отдела лицензирования Министерства нефти Ирака Абдула-Махди аль-Амиди.

В ЛУКОЙЛе и ExxonMobil отказались от комментариев. «Похоже на правду», — намекнул источник в российской компании. Впрочем, наличие интереса к «Западной Курне-1» не отрицал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Но у компании сейчас нет возможности инвестировать в это месторождение, так как у нее много других зарубежных проектов, говорил он в интервью информагентству Reuters. Ирак­ские власти также не скрывают, что ЛУКОЙЛ хочет расширить свое присут­ствие в этой стране, в том числе за счет участия в тендерах на новые месторождения.

«Западная Курна-1» интересна ЛУКОЙЛу еще и потому, что в настоящее время на месторождении уже идет добыча нефти. Добыча ExxonMobil здесь составляет 370 тыс. барр. в сутки. Таким образом, в случае приобретения 37-процентной доли ЛУКОЙЛ сможет добывать на проекте около 228 барр. в сутки, что добавит 10,6% к текущему уровню добычи компании. За девять месяцев этого года среднесуточная добыча углеводородов ЛУКОЙЛом составила 2,143 млн барр.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что не знает о переговорах ЛУКОЙЛа по «Западной Ку­рне-1». «Это частное дело самих компаний», — сказал он. Связаться с Мини­стерством нефти Ирака, а также компанией North Oil Company вчера не удалось.

Оценить реальную стоимость месторождения довольно сложно, говорят экс­перты. По мнению аналитика «Уралсиб Кэпитал» Алексея Кокина, «Западная Курна-1» может стоить не более 4—5 млрд долл., а может и ноль. «Возможно, как раз по этим соображениям Exxon уходит из проекта, экономика которого пока не очень ясна. Инвестиции потребуются огромные — 15—20 млрд долл. в течение 20 лет», — говорит он.

Средства на покупку у ЛУКОЙЛа есть. В начале года компания зарезервировала 1,8 млрд долл. на приобретение актива, название которого так и не раскрыла. По словам г-на Федуна, переговоры о покупке до сих пор продолжаются. Согласно отчетности по GAAP, за девять месяцев свободный денежный поток компании составил 7,7 млрд долл.

Галина Старинская

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх