Новости энергетики 16+

Авиакомпании заправят из Росрезерва

Проблемой дефицита авиатоплива в российских аэропортах занялась Генпрокуратура. Профильные чиновники рапортуют о стабилизации ситуации, но авиакеросина в Москве по-прежнему всего на три дня. Вчера удалось обеспечить четырехдневный запас топлива для Шереметьево. Но, как выясняется, сделано это в ущерб другим аэропортам. В результате было принято решение о поставке топлива из Росрезерва. Его хватит на 10 дней, и за это время нефтяники должны обеспечить для аэропортов по крайней мере недельный запас авиакеросина на постоянной основе, пишет «Коммерсантъ».

Генеральный прокурор поручил московскому межрегиональному, уральскому транспортным прокурорам, прокурорам Московской и Омской областей провести проверку исполнения законодательства при поставках авиационного топлива нефтеперерабатывающими предприятиями и транспортными организациями, сообщила вчера Генпрокуратура. Руководство Минтранса и Росавиации поспешило в ответ объявить о стабилизации ситуации с авиакеросином в аэропортах — о дефиците топлива в московском авиаузле (МАУ) стало известно в пятницу. «Пока керосина достаточно»,— заверили в Росавиации, но прогнозировать, как ситуация будет развиваться, не стали.

Однако в МАУ запаса керосина, как и в пятницу, всего на три дня. Относительно стабилизировалась ситуация в Шереметьево, которому обеспечили около 20 тыс. тонн топлива. Это примерно четырехдневный объем потребления аэропорта. «Но увеличение запасов топлива в Шереметьево произошло в ущерб другим московским аэропортам»,— уверяет источник в одной из топливозаправочных компаний. По его словам, особенно остро вопрос в результате встал в Домодедово.

В Домодедово рассказали, что аэропорт выкупает в месяц до 17% (38 тыс. тонн) потребляемого авиакомпаниями топлива. С ним проблем не предвидится. Остальные 120 тыс. тонн — это карточки хранения авиакомпаний. Из них пока полностью подтвердила свои объемы лишь «Трансаэро». Другой источник в Домодедово пояснил, что контракты не подтвердила ТНК-BP — крупнейший поставщик «Аэрофлота» переориентировал свои поставки в его пользу. Частично эту информацию подтвердили в «Сибири», которая летает из Домодедово. «Контракт с ТНК-ВР еще не подтвержден,— говорят в авиакомпании.— Но мы работаем с еще тремя крупными поставщиками. С ними уже достигнута договоренность о поставке дополнительных объемов топлива в случае необходимости».

Топ-менеджер одной из крупных авиакомпаний считает, что, скорее всего, российские перевозчики решат свои проблемы. «Сложности могут возникнуть у иностранцев»,— полагает он. Крупнейший иностранный перевозчик в Домодедово, немецкая Lufthansa, отказался комментировать ситуацию. «Проблемы могут испытать и региональные перевозчики, которые в Москве не базируются,— добавляет участник рынка авиатоплива.— Так, подтвердить прямой контракт с ТЗК Внуково не смог «Владивосток-авиа»». Источник в аэропорту эту информацию подтвердил, но заверил, что поставки топлива «удалось отстоять и серьезных проблем не предвидится».

Зато трудности с поставками топлива сохранились у екатеринбургского Кольцово. «Запасов у нас на семь дней,— говорит источник в аэропорту.— Дальше все будет зависеть от решения о выделении топлива из Росрезерва (Минэнерго и Минтранс просят выделить оттуда порядка 180 тыс. тонн)». Сейчас Кольцово законтрактовано 7 тыс. тонн авиакеросина из необходимых 14 тыс. тонн на месяц. ТНК-ВР обещает в сентябре поставить еще 2 тыс. тонн. В отсутствие авиатоплива на бирже Кольцово вынуждено покупать его «по спекулятивным ценам, которые на 10% выше среднерыночных», уверяет собеседник.

Вчера вечером ситуация обсуждалась на совещании у вице-премьера Игоря Сечина. По его итогам пресс-служба правительства сообщила, что в аэропортах будет сформирован запас топлива на 10 дней. Источник, знакомый с итогами совещания, пояснил, что речь идет о поставке топлива из Росрезерва. Параллельно нефтяники должны принять меры для предотвращения повторения подобных ситуаций. В частности, речь идет об использовании своп-схем поставок, создании дополнительных резервов топлива в аэропортах и системе «Транснефтепродукта» (в размере 20-30 тыс. тонн). В Кольцово обещает поставить 10 тыс. тонн топлива «Башнефть». В целом на совещании говорилось о необходимости наличия в аэропортах постоянного запаса топлива на семь дней.

В то же время источники в нефтяной отрасли настаивают, что их вины в происходящем нет, поясняя дефицит требованиями Минэнерго по росту производства зимнего дизтоплива и увеличением закупок Минобороны. По данным источников в Минобороны, летом оно покупало порядка 100 тыс. тонн авиакеросина в месяц (25% потребления МАУ). Павел Строков из ИАЦ «Кортес» полагает, что ситуация с дефицитом авиатоплива «нагнетена» и в сентябре рынок стабилизируется. Высокий сезон авиаперевозок подходит к концу, поясняет эксперт, авиатоплива будет потребляться меньше.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх