До конца марта текущего года в Госдуму будет внесен один из двух альтернативных законопроектов, который обяжет нефтяные компании финансировать мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти на шельфе, пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на источники.
Первый законопроект подготовлен Минприроды в соответствии с поручением президента и правительства. После ряда согласований в середине февраля проект был повторно внесен в правительство, в ближайшие дни он будет рассмотрен кабинетом министров, после чего будет направлен в Госдуму. Второй, разработанный при участии экологических организаций, будет внесен депутатами до конца марта.
Законопроект Минприроды предполагает внесение поправок в законы «О внутренних морских водах» и «О шельфе». Как пояснила «Коммерсанту» глава юридического департамента Минприроды Светлана Радченко, проект ведомства ужесточает экологические требования и определяет необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении буровых и иных работ с нефтяных платформ.
При этом нефтяным компаниям предлагается на выбор три варианта финансирования мероприятий по недопущению и ликвидации аварий на шельфе: банковская гарантия, договор страхования, или создание в самой компании резервного фонда.
«Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, прогнозной суммы средств, необходимых для возмещения вреда, причиненного морской среде, в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Минприроды», — рассказала Радченко, отметив, что Минприроды не поддерживает идею создания спецфонда для финансирования ликвидации последствий крупных разливов нефти.
«По закону «О недрах», на российском шельфе могут работать только две госкомпании. В этих условиях мы считаем создание фонда не очень целесообразным», — пояснила она.
Альтернативный законопроект будет внесен в Госдуму депутатами до конца марта, сообщил изданию член комитета Госдумы по экологии Виктор Зубарев.
В отличие от поправок Минприроды, законопроект распространяется не только на нефтедобычу, но и на транспортировку нефти, а также на все остальные процессы, связанные с безопасностью нефтедобычи на шельфе, от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации. Законопроект предусматривает экологический, в том числе общественный, контроль за состоянием морской среды. При этом для финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти предполагается создать специальный фонд. Планируется, что он должен формироваться за счет отчислений нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), а также за счет средств федерального бюджета, экоштрафов и других платежей.
Оба законопроекта распространяются только на морские воды. Оба законопроекта не учитывают более частых, хотя и не таких масштабных аварий, при которых нефть попадает в реки, пояснил «Коммерсанту» один из инициаторов законопроекта Виталий Горохов из института «Экоюрис». Впрочем, если принцип не будет ограничен нефтедобычей на шельфе, все нефтяники будут оплачивать риски «Газпрома» и «Роснефти» на шельфе, где они крупнее.
Член комитета по экологии Госдумы Виктор Зубарев заявил газете, что депутаты «работают» с Минприроды, надеясь выработать единый документ. Глава комитета по экологии Евгений Туголуков утверждает, что депутатский законопроект будет внесен в том случае, «если Минприроды не успеет внести свой к сроку, зафиксированному в поручении президента, 31 марта».
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.